Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

ОСНОВАНИЕ ОБИТЕЛИ

Среди лесистых холмов в западной части Ульяновской области, в пятнадцати километрах от районного центра Барыш, на возвышенности расположилась пока единственная в епархии мужская обитель - Жадовский Богородице-Казанский мужской монастырь.

Это не новообразованная обитель, а монашеское общежитие, воссозданное на месте бывшей Жадовской Пустыни. До наступления в России краткой, но жестокой и воинствующей эры безбожия, это было место, притягивавшее к себе множество богомольцев со всех сторон Руси Православной, славившееся своей великой святыней - Чудотворной иконой Казанской Божией Матери. Жертвователями обители были лучшие и богатейшие люди Симбирской губернии. Многие из них завещали погребать себя именно в стенах этого монастыря. Небольшой по размерам, но великий своей духовной силой, Жадовский монастырь стал одной из самых главных святынь Симбирской епархии. История его возникновения связана с чудесными явлениями и восходит своими корнями в последние годы 17-го и в самое начало 18-го века. Вот она вкратце.

Место, где располагался монастырь, было выбрано не случайно - оно было указано Самой Пресвятой Богородицей через явление Ее чудотворного образа. По зафиксированному в различных изданиях и документах преданию, в конце 17-го века в селе Ивановском, называемом также Румянцево, находящимся от нынешней Пустыни в 7 верстах, жил некий старик по имени Тихон, страдавший около двадцати лет недугом расслабления: он вовсе не владел руками и ногами, так что без посторонней помощи он не мог встать с места, а тем более перейти с него. Но, веруя и уповая на промысл Божий, он никогда не роптал на свою жалкую участь, а всегда с усердием молился Богу и Его Пречистой Матери, и в сердечной молитве всегда просил об освобождении его от такой тяжкой болезни.

В одну из летних ночей 1698 года, когда страдалец изнемогал под бременем тяжкого недуга, он начал, по-видимому, унывать и отчаиваться в своем выздоровлении. Вдруг в сонном видении является ему некая благообразная девица и, коснувшись его плеча, говорит ему: "Встань, раб Божий Тихон, и пойди в село Жадовку на поляну, которая находится на источнике Самородки. Там на ключе увидишь ты Казанскую икону Богоматери. Почерпни из этого источника воды, испей, и ты получишь освобождение от своего долговременного недуга". Сказав это, девица скрылась, а Тихон в страхе не мог уже больше уснуть и всю оставшуюся ночь размышлял, пытаясь разгадать свое видение. Наконец, после долгого размышления, он предположил, что это было простое сновидение, и оставил его без внимания.

В другую ночь, когда Тихон уже перед самым восходом солнца уснул, ему вновь явилась прежде виденная им девица и уже с некоторым упреком говорит ему: "Что же ты, Тихон, не веруешь моим словам и не хочешь идти на указанное тебе место? Встань, оденься и иди туда, куда я тебе говорила. Там ты обретешь великое милосердие Божие к тебе и благодатную помощь Пресвятой Богородицы, Которая будет прославлена на том месте многими христианами". Больной взглянул на девицу и, ободрившись, сказал ей: " Как же я могу встать, когда я весь расслаблен и не владею моими руками и ногами?". Тогда девица, подойдя ближе к постели больного, коснулась плеча его и сказала: " Знаю, что ты расслаблен и нуждаешься в помощи свыше, но веруй в Бога, повинуйся Его Святому повелению и получишь исцеление". Тихон после этого мгновенно проснулся и, как бы вне себя, вскочил со своего одра, оградил себя крестным знамением, надел на себя одежду и, не говоря ничего никому из своих домочадцев, с поспешностью ушел в село Жадовку на указанное ему место. Тут он весь день ходил по родникам, отыскивал ключ, в котором находилась Св. Икона, но не мог найти его, и после долговременных усилий возвратился домой с великой духовной скорбью что не нашел объявленной ему святыни. Между тем, домашние его, не найдя утром в постели больного, сильно удивились и с недоумением спрашивали друг друга: "Куда девался наш старик, и кто втихомолку увел его и куда?". Когда же вечером увидели его, возвращающегося в дом совершенно здорового, то с радостью окружили, его и стали наперебой спрашивать его, где он был, и каким образом получил исцеление. Но Тихон ничего не отвечал, а только с радостью душевной проливал слезы и благодарил Господа за избавление от долговременных страданий. Успокоившись от внутреннего восторга и укрепившись пищей, он прилег отдохнуть, и скоро уснул. Перед самым рассветом, когда Тихон спокойно спал, вновь во сне ему явилась уже ранее описанная девица и сказала: "Ты трудился весь вчерашний день и не отыскал Св. Иконы - она находится возле речки у поляны. Ступай туда утром и найдешь ее в ключе плавающей поверх воды". Тихон проснулся и ощутил в себе неизъяснимую радость. Он тот час встал, оделся, взял с собой свою малолетнюю внучку и спешно пошел к указанному ему месту.

Там, обойдя несколько родников, заметил он, наконец, с бугорка родничок, вытекающий из кустарника, выросшего на топком месте, к которому трудно было даже подойти. Набросав на топь срубленных тут же жердей и веток, он кое-как дошел до самого ключа, и тут, раздвинув руками кусты, увидел Святую Икону, плавающую поверх воды и сияющую неизреченным светом. Тихон, обрадовавшись обретением такого бесценного сокровища, был вне себя, и, не зная, что делать с обретенною Иконой, в восторге душевном часто повторял: "Царица Небесная, спаси меня! Мати Божия, помоги мне!". Спутница же Тихона, стоя на бугорке и слыша голос дедушки, но, не видя его, стала плакать.

В это время два пастуха из села Жадовки подогнали к ручью стадо и, увидев стоящего у ключа человека, стали спрашивать его, что он там делает. Тихон отвечал им: " Я обрел Святую Икону Божией Матери, но не смею прикоснуться к ней, Подойдите сюда и посмотрите на Заступницу - вот Она!" Пастухи перешли речку Самородку, приблизились к роднику, но из-за топкости места не смогли подойти к нему, и попросили Тихона взять из воды икону и показать ее им. Тихон послушался их и, умывши истекающей из ключа водой руки и лицо, осенив себя крестным знамением, взял с благоговением из воды Св. Икону Божией Матери, облобызал ее и вынес на берег. Тут подошли к нему пастухи и Тихон, обливаясь от радости слезами, рассказал им все случившееся с ним. Потом, вырубив на стоящем рядом с родником дереве углубление, вставил в него обретенный Образ и, взяв за руку свою малолетнюю спутницу, пошел домой объявить о случившемся всем своим домашним и односельцам. Пастухи же поспешили в Жадовку дать знать о происшедшем своим односельчанам. И вот к месту обретения Иконы стекается множество народа. Среди собравшихся было много недужных, но лишь только они прикладывались к Св. Иконе и омывались из родника водой, то тут же получали исцеление.

Существуют две версии истории Чудотворной до ее явления Тихону. Согласно первой из них, икона находилась в курной избе (т. е. топившейся "по черному") и изображение на доске потемнело и стало плохо различимо. Из-за ветхости образ в половодье пустили по воде, так как выбрасывать, а тем более сжигать святые иконы запрещено, считается кощунством и великим грехом. Версия вторая: икона пришла в подобное состояние вследствие пожара и, так же по традиции, была пущена по воде реки Самородка и остановилась после спада воды в затоне недалеко от родника в трех верстах от сегодняшнего села Жадовка. Место было пустынно и звалось пустошью. Вероятно, отсюда и наименование возникшей затем на месте явления Чудотворной обители - Пустынь.

Слухи о чуде, произошедшем по предстательству Царицы Небесной с Тихоном, разошлись по окрестным селениям, и множество народа стало прибывать к месту явления Чудотворной с надеждой на помощь и избавление от недугов. Чудеса же от Иконы продолжали проистекать. Об обретении святыни и происходящих от Святого Образа чудесах местным священником было доложено Казанскому Преосвященному, и после исследования всех событий, связанных с явленной святыней, его волею Чудотворная была доставлена в Казань. Там Икона была обследована и описана, а затем вновь возвращена на место обретения и, по распоряжению казанского архипастыря, помещена в церкви с. Жадовки.

В это время получивший по милости Божией и по предстательству Царицы Небесной исцеление Тихон срубил рядом с ключом у места обретения Чудотворной небольшую хижину и стал жить здесь. По преданию, рядом со стариком поселилось еще несколько благочестивых христиан. Так возникла небольшая община.

В 1709 году подполковником Иваном Петровичем Обуховым, к тому времени владеющим землей, в пределах которой была обретена чудотворная икона, на освященном этим явлением роднике по благословению Казанского архиерея была построена деревянная часовня. Таким образом, святое это место трудами благочестивого дворянина было обозначено и обихожено. Помощниками И. П. Обухова в этом благом деле стали его соседи - помещики. Сама же Чудотворная была перенесена из храма с. Жадовки в новопостроенную часовню, а при часовне, по благословению того же Казанского архипастыря, в специально устроенной келии, поселился один благочестивый инок.

Через два года, в 1711 году, тот же И. П. Обухов на свои средства на горе, у святого ключа и рядом с возведенной на нем часовней, начинает строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской. По мысли Ивана Петровича, учитывая уже сложившуюся на том месте небольшую общину из поселившихся рядом с хижиной старца Тихона у родника благочестивых христиан, можно было создать небольшой монастырь во имя явленной на этом месте чудотворной Казанской иконы Богородицы. Вероятно, добрым советчиком в благих начинаниях И. П. Обухова и его товарищей был их духовный отец - священник Никольской церкви с. Жадовка Илья Епифанов, который, по поручению своих духовных чад, в последствии заверяет от их имени документы, касающиеся организации новой обители.

Однако, строительство храма и создание монашеского общежития должно было быть возглавляемо лицом в священном сане из черного духовенства. Подполковник Обухов для этих нужд обращается за помощью к игумену из Сызранского Вознесенского монастыря Михаилу. Тот обещает "на том новоявленном ключе построить церковь Божию во имя ея ж Пресвятыя Богородицы" и монастырь. В архиве Святейшего Синода хранится доклад Казанского митрополита Тихона, где сказано: "В Синбирском уезде, в Сызранском заказе, Жадовская пустыня началась строиться в 1711 году по челобитью подполковника Ивана Петрова сына Обухова на поместной его Обухова земле, и построена в той пустыне церковь Божия … и посвящен в тое пустыню игумен, и община учинена".

Таким образом, в означенном 1711 году игумен Михаил начал руководить строительством храма и создавать новую монашескую общину. Однако, для нормальной жизнедеятельности монастыря необходимо было иметь при обители в собственности землю - как основу экономической обеспеченности и средство получения необходимых доходов.

В 1713 году Обухов и его товарищи и соседи по поместьям Лукьян Тихонович Аристов, Сильвестр Петрович Ребровский, Никита Федорович Плешивцев, Федор Воронцов и Василий Зимнинский "били челом великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу…они де, по обещанию своему под церковь Божию и под монастырь и на пропитание церковным служителям и монахом дают из своих поместных дач земли… чтоб великий государь пожаловал их, велел меж их поместныя земли со всеми угодьи по заручным их челобитным за тем монастырем справить".

Так как строительство храма уже близилось к завершению, а все земельно-имущественные вопросы были решены и существование новообразованной обители стало реальным, 26 февраля 1714 года согласно прошения жадовских помещиков была подписана благословенная грамота Казанского митрополита Тихона, в которой владыка "слушав того вышеписанного челобитья, пожаловал, благословил и повелел на вышеозначенном ключе церковь Божию во имя Пресвятыя Богородицы Казанской с приделом Тихона Чудотворца строити и о строении той церкви и придела дати нашу архиерейскую благословенную грамоту".

Участие в этом деле основания обители Казанского архипастыря объясняется тем, что самостоятельная Симбирская кафедра появилась лишь в 1832 году. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом лишь в означенном году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии.

В том же 1714 году строительство деревянного Богородице-Казанского храма завершено, и он был освящен. Именно этот год - год освящения монастырского храма, и следует считать годом основания, согласно всех канонов Церкви, Жадовской Пустыни. После освящения храма из часовни на роднике в обитель передается и сама явленная Чудотворная икона, которая становиться главной святыней не только новоорганизованной обители, но и всей Симбирской губернии.

Вероятно, ко времени основания обители старец Тихон, которому был явлен чудотворный образ, уже мирно скончался. Но в память о нем северный придел новопостроенного храма был освящен в честь святителя Тихона Амафунтского - небесного покровителя старца, в честь которого он был наречен при святом крещении.

Следует отметить, что участие в строительстве храма и основании обители подполковника И.П. Обухова это более чем просто труды православного человека во славу Божию. Ивана Петровича можно смело назвать основателем Жадовской Пустыни подобно подъячему симбирской Приказной избы П.И. Муромцеву, который в конце 17-го - в начале 18-го веков на свои средства выстроил на приобретенном им участке земли близ реки Свияги на окраине Симбирска Благовещенский собор и основавшему там же Покровский мужской монастырь. Воистину, так исполняется завет апостола Христова: "Вера без дел мертва есть" (Иак. 2.17).

Игумен Михаил несколько лет управляет Жадовской обителью. Но уже в 1720 году упоминается сменивший прежнего строителя и первого управляющего Пустынью Михаила игумен Авраамий, постриженный в монашество после своего вдовства.

1733 года упоминается устраиваемая ежегодно на площади у стен обители Казанская летняя ярмарка, которая приурочивается к празднику Казанской иконы Богородицы (8 июля ст. ст.). На средства монастыря на площади устраиваются торговые места и лавки, которые сдаются на время проведения ярмарки приезжающим купцам и крестьянам. Получаемые от такой аренды деньги становятся одним из основных источников доходов обители.

1734 года в документах Симбирского духовного Правления управляющим Пустынью именуется иеромонах Никон. К концу времени управления им Жадовской обителью, в 1738 году, в монастыре уже имелись, кроме деревянной церкви, настоятельская и одиннадцать братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня. Территория Пустыни была обнесена деревянной оградой 67 сажень в длину. В числе братии в том году состояли один иеромонах, три рядовых монаха и один белец .

Управлявший Пустынью с 1738 по 1742 год выходец из дворян иеромонах Тит, как и его предшественник, именовались строителями. Особенно это стоит отнести к Титу. Именно к годам его управления монастырем относится важнейшее событие - строительство в обители каменного храма взамен выстроенного И.П. Обуховым деревянного. История возведения нового пустынского храма для современного читателя может показаться несколько необычной, однако, она была вполне реальной для того благословенного времени.

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz