Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

"АБЛЯЗОВСКИЙ" ПЕРИОД ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ

На протяжении нескольких лет в конце 30-х годов в Пустынь для поклонения Чудотворной приезжал именитый паломник - представитель древнего дворянского рода Григорий Афанасьевич Аблязов. Он владел значительными поместьями в Саратовской, Симбирской и Пензенской губерниях. В свое время Г.А. Аблязов служил в должности полкового квартирмейстера гренадерского кавалерийского полка, вышел в отставку в звании капитана. За долголетнюю службу своего отца Афанасия Аблязова он от казны получил земли при селе Верхнее Аблязово в Кузнецком уезде Саратовской губернии. В этом селе Григорий Афанасьевич в 1735 - 1738 годах, на месте им же ранее построенной деревянной Преображенской церкви, выстроил большой каменный храм в честь Преображения Господня и двумя приделами: в честь Казанской иконы Божией Матери и особым приделом над входом в храм, в колокольне - "под звонами" - в честь Иоанна Воина. Возможно, именно частые посещения Жадовской пустыни и находящаяся в ней великая святыня - Чудотворная икона Казанской Богоматери, побудили Г.А. Аблязова устроить Богородице - Казанский придел в новопостроенной церкви в его поместье. Так ли это или нет, но душа его, что называется, "прикипела" к Жадовской обители. Через год после освящения храма в своем поместье, в 1739 году, на свои средства Аблязов начинает строительство в Пустыни нового каменного храма в честь Казанской иконы Богородицы с приделом, по традиции, в честь Тихона Амафунтского. Храм строится точно таким же, какой храмоздатель выстроил у себя в имении в с. Верхнее Аблязово. Но помещение "под звонами", которое в верхне-аблязовском храме использовано было под придел во имя Иоанна Воина, остается свободным. По какой причине - об этом будет сказано ниже.

Однако имя этого угодника Божия Аблязовым не забыто. Прежняя монастырская деревянная церковь была разобрана ( именно на ее месте начинает строится новая каменная) и перенесена к вратам обители. Здесь был сооружен надвратный (над "святыми воротами") храм, освященный в честь святого Иоанна Воина. Кажется, что Г.А. Аблязов хочет не просто повторить в Пустыни выстроенный в своем имении храм, но и перенести в обитель даже дух близких его сердцу родных мест.

Именно в храме во имя Иоанна Воина совершаются монастырские богослужения во время строительства новой пустынской церкви.

Желание всецело посвятить себя служению Богу и молитве стало причиной того, что весной, вероятно в марте месяце, 1741 года Григорий Афанасьевич принимает в одном из московских монастырей монашеский постриг с именем Герман. После прохождения "монашеского искуса" монах Герман приезжает в полюбившуюся ему Жадовскую обитель и продолжает руководить строительством Казанского храма. Вероятно, в связи с тем, что все средства на возведение храма выделяются Германом, он назначается казначеем Пустыни.

Строительство каменной церкви велось несколько лет. Сначала был закончен теплый придел, освященный во имя Тихона Амафунтского, а затем и главное помещение храма - холодная настоящая, торжественное освящение которой в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось 5 июля 1846 года. Монах Герман выполнил свой обет Богу, и воистину его детище - чудный храм Божий - стал украшением Жадовского монастыря. Именно тогда, когда все земные заботы Герман завершил, он решает принять великий ангельский образ - великую схиму, и, по пострижении в нее, уходит в затвор. Местом затворнического его пребывания становится та самая "каменная палатка" в колокольне новопостроенного храма. А значит, мысль провести остаток дней своих затворником была у Григория Афанасьевича еще задолго до пострижения в монашество - именно поэтому помещение в шатровой колокольне не было использовано под еще один небольшой храмовый предел.

До конца дней своих пребывал схимонах-храмоздатель в затворе и после кончины своей был погребен с правой стороны им же построенного храма. Год смерти его установить не удалось.

Дочь Григория Афанасьевича вышла замуж за Афанасия Радищева и получила в приданое имение в с. Верхнее Аблязово (или Аблязовке, как еще оно именуется в некоторых документах). От этого брака родился сын Николай - отец будущего великого русского писателя А.Н. Радищева. Таким образом, схимонах Герман является прадедом писателя по материнской линии. Сейчас село Верхнее Аблязово - это село Радищево Кузнецкого района Пензенской области.

Преображенкий храм в с.Верхнее Аблязово, Кузнецкого р-на Пензенской области - прототип Казанского храма в жадовской пустыне Ульяновск
Преображенкий храм в с.Верхнее Аблязово, Кузнецкого р-на Пензенской области - прототип Казанского храма в жадовской пустыне.
храм - вид с юго-восточной стороны, от алтаря Ульяновск
Тот же храм - вид с юго-восточной стороны, от алтаря
Есть что-то мистическое в почти 300-летней истории существования Жадовской Пустыни. Как один из примеров этого - не сохранившееся до наших дней практически ни одно из изображений как самого монастыря, так и всех монастырских храмов. Мы так никогда и не сможем увидеть, как выглядела эта обитель до ее практически полного разрушения в 20-м веке. Однако можно представить себе пустынский храм, всмотревшись в красивейший силуэт Преображенской церкви с. Верхнее Аблязово - ведь оба храма, по желанию их строителя, были совершенно идентичными. Тем более, что для храмового зодчества Симбирской губернии шатровые колокольни были необычными и практически нигде на ее территории не встречались.

За время строительства нового монастырского храма в обители сменились два управляющих: на смену Иеромонаху Титу был назначен в 1742 году строитель иеромонах Филарет, а последнего в 1744 году сменил игумен Илларион - из иеромонахов Зилантова монастыря.

В августе 1748 года Иллариона переводят игуменом в Сызранский Вознесенский монастырь, а место управляющего пустынью занимает игумен из Болгарского Успенского монастыря Лука.

В это время по именной росписи о монашествующих Жадовской Пустыни в числе братии числилось пятнадцать человек. Насельники в то время занимались, кроме иных хозяйственных работ, огородничеством и пчеловодством.

Этот период, который можно условно назвать "аблязовским", был временем расцвета Пустыни. Обитель строилась, монастырское хозяйство становилось все более крепким. Многочисленные доброхоты и благотворители жертвовали монастырю средства и земли, способствовали его украшению.

После Луки настоятелем Пустыни до 1752 года был игумен Глеб, который был переведен в Симбирскую подгорную Соловецкую Пустынь, а из Соловецкой пустыни ему на замену был прислан игумен Питирим. Последнего перед 1757 годом сменил игумен Иаков. До 1764 года Жадовской обителью управлял игумен Иосиф.

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz