Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

ЗАКРЫТИЕ ЖАДОВСКОЙ ПУСТЫНИ

В 1764 году Жадовская пустынь была упразднена. У некоторых историков и симбирских краеведов дореволюционного времени причиной закрытия монастыря указывается разграбление и опустошение обители шайкой разбойников. Вот что писал в 1859 г. один из таких историков В.Э. Красовский: " На Жадовскую Казанско - Богородицкую мужскую пустынь напали разбойники, убили игумена, разогнали братию и расхитили монастырские сокровища. Вследствие этого в следующем 1764 г. пустынь была упразднена и церковь ее приписана к селу Жадовке". Однако говорить об этом как о достоверном факте не приходится. Времена губительных набегов на города и веси Поволжья мятежников под стягами самозванного императора Емельяна Пугачева еще не пришли, а разинские банды уже стали достоянием истории, - как говорится "иных уж нет, а те далече".

За год до закрытия Пустыни в 1763 г. прапорщиком Иваном Суховым была составлена подробная опись монастыря, где в частности говорится " В той Богородицкой пустыни есть каменная соборная холодная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския,… к ней приделана каменная же теплая церковь во имя Св. Чудотворца Тихона Амафуцкаго. Перед оными церквами колокольня каменная - во оной колокольне, вверху, каменная же палатка…Еще в монастыре находится церковь деревянная ветхая без иконостаса (вероятнее всего, имеется ввиду надвратная Иоанновская церковь "на вратах", а иконостас из нее перенесли обратно в новопостроенный каменный храм, скорее всего в раньше освященный Тихоновский придел, т.к. иконы были "греческого письма" - т.е. этот, Иоанновский, храм был во время составления описи недействующим - протод. А. Скала)". В храмах описаны иконы хорошего письма, украшенные серебром и золотом, достаточная и хорошая богослужебная утварь. Из других пустынских строений в этой описи указаны игуменская келия старая, две игуменские келии новые, семь братских келий, погреб, четыре амбара, баня, скотный сарай, конюшня с сушильней для сена. Вокруг обитель "загорожена в столбы забором" (т.е. ограда из толстых тесаных досок, концы которых были укреплены в пазах вкопанных в землю столбов), за оградой обители был скотный двор и часовня деревянная на ключе. В описи отражено и добротное монастырское хозяйство. Трудно поверить, что все это могло быть за один набег разбойников уничтожено, ибо никакая иная причина не могла стать достаточной для ликвидации Пустыни. Этого и не случилось - храмы и постройки остались не тронутыми. Не следует забывать и о больших земельных площадях, принадлежавших обители, которые никакие грабители не смогли бы унести с собой. А это основа экономического благополучия монастыря. Однако, именно здесь и кроется ответ на вопрос о реальных причинах упразднения Жадовской Пустыни. Гораздо позже, когда речь зашла даже о закрытии самого монастырского храма, в 1817 году, архиепископ казанский Амвросий распорядился " Как при церкви Жадовской пустыни ни земли, ни прихода нет, почему и существовать он не может, то и упразднить оную, а утварь и иконы отдать в церковь села Жадовки". Именно так - без земли ни монастырь, ни церковь существовать не могли. Но куда же делись богатейшие пустынские угодья, что произошло с монастырем?

Не все дореволюционные историки решались прямо писать о том, что причиной закрытия многих обителей по всей Руси Великой стало изъятие у них земель согласно монаршей воле. Накопившиеся у Церкви богатства и собственность не давали покоя многим государям. Безусловно, на сами благолепные храмы, украшенные боголюбивым народом, на утварь, ризницы и иное тому подобное церковное имущество ни один из православных царей и цариц не мог претендовать в силу своих религиозных убеждений. Однако церковные вотчины, от которых монастыри получали постоянный доход, волновали воображение практически всех монархов - от Петра I до Екатерины II. Именно Екатерина решилась лишить монастыри их земельных угодий. В самом начале 1763 года была учреждена Коллегия экономии при Сенате, которая приняла от Синода управление всеми церковными вотчинами, составив перед этим всероссийскую их опись. Во все губернии были направлены офицеры с полномочиями описать собственность всех монастырей. Именно такой офицер, "нижегороцкаго пехотнаго полку прапорщик Иван Сухов в силу именного Ея Императорскаго Величества Указа, состоявшагося сего 1763 года генваря 30 дня на доклад вышеозначенной учрежденной Коллегии Экономии" прибыл в Жадовскую Пустынь для ее описания - выдержки из этой описи были приведены выше.

В 1764 году, 26 февраля, императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации церковных земель. Под этим подразумевалась конфискация церковной собственности для пополнения государственной казны - "на истинную пользу душеспасительную". Все церковные вотчины (в т.ч. 911 тысяч душ крестьян) были переданы из духовного ведомства в Коллегию Экономии. На содержание монастырей и архиерейских домов назначены штатные оклады по трем классам, безвотчинные монастыри отчасти упразднены, отчасти предоставлены своей судьбе. Церковь окончательно становится государственным институтом. Безусловно, с этим Церковь не могла с покорностью согласиться - ведь она, согласно реформы, становилась ведомством государственного управления, а епископы превращались, по сути, в чиновников. Думается, что наиболее правильно мысль о возникшем положении православия в России высказал ростовский архиепископ Арсений Мацеевич: "… в толь древнем и благочестивом государстве, на весь свет славном и знатном, вдруг не от татар и ниже не от иностранных неприятелей, но от своих домашних, благочестивыми и сынами Церкви нарицающихся, Церковь и благочестие истребилося".

Однако дело было сделано. Согласно императорского указа только лишь в симбирской губернии было закрыто пять монастырей и шесть пустыней. В их число, к сожалению, попала и Жадовская - Богородице Казанская обитель. Так начались годы запустения в этом святом месте.

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz