Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

ВРЕМЯ ЗАПУСТЕНИЯ

Земли у обители были изъяты, а монашествующим велено было перейти в другие монастыри. Из казанской Духовной Консистории был направлен в Пустынь указ, где, в частности, говорилось: "Присланным минувшаго 1764 года декабря 11 дня из Святейшаго Правительствующаго Синода к Его Преосвященству Указом велено во всех епархиях излишним монашествующим учинить немедленное распределение в штат в положенные и на своем пропитании оставленные монастыри и пустыни, дабы никто из монашествующих без определения в монастырех остаться и в мирских домех находиться и по миру бродить отнюдь никаким видом притчины не имели". Такое утверждение было закономерным, ведь после разорения и закрытия монастырей многие их насельники остались без крова и без места проживания. А поэтому Указ предписывал: " в симбирской Жадовской пустыне игумен Иосиф, иеромонахи Аарон, Паисий, иеродиакон Михаил, монах Алексий …оных распределить в показанныя Свияжской Богородицыной и в Спасоказанской Преображенской монастыри и велеть им явиться в Духовной Консистории в немедленном времени".

Итак, монашествующую братию Пустыни распределили по другим монастырям. Однако, что стало с самой обителью и оставшимся в ней имуществом? Вот что об этом говорится в цитируемом указе: "Оставшееся в тех монастырях казенное и церковное имущество описать от тамошних духовных правлений и поручить все оное под присмотр кому надлежит дабы ничему траты последовать не могло…а в Жадовскую пустыню чтоб оная за отбытием монашествующих в праздности остаться не могла, священник тако и церковных причетных из вдовых поблизости ко оной пустыне состоящих на время, доколе местной священник и церковные причетники ко оной пустыне произведены будут". Таким образом, временно в Пустынь назначены были священник и церковнослужители из вдовствующих, которые служили в приходах рядом с ней. Вскоре в закрытую обитель были направлены на постоянное служение священник и два причетника.

Проходит неполных двадцать лет, и с Пустынью происходят разительные прискорбные перемены. Практически ничего из перечисленного в описи прапорщика Сухова в бывшей обители уже нет. В своем "Топографическом описании Симбирского наместничества" Т.Г. Масленицкий в 1783 году сообщает: " Ныне же по упразднению находится в оном монастыре каменная церковь одна, и две деревянные кельи и приходский священник". И все.. Ни большого добротного хозяйства, ни построек, ни земли, ни благолепия. Священник и церковнослужители бывшего монастырского храма живут лишь на доходы от ежегодной, не такой как прежде многолюдной, ярмарки и служения молебнов пред Чудотворным образом.

Постепенно и помещики из окрестных селений, предки которых жертвовали свои земли монастырю, видя, что плоды прежних благих деяний нашли свое место отнюдь не в церковной собственности, начинают возвращать себе ранее принадлежавшие их семьям угодья. Основание для этого было следующим: части поместий были отданы Церкви "от набожных людей" "для поминовения душ дателей, и следственно, с некоим родом условия", теперь же, после церковной реформы, "деревни не к тем возвратились, которых предки разорили для сыскания рая душе своей". То есть права на ранее пожертвованные земли имеют те, кто их пожертвовал (так как монастыря уже нет) или их потомки.

Намного позже симбирский архиепископ Феодотий в одном из своих писем о принадлежавших Пустыне угодьях напишет так: "Земля, принадлежавшая монастырю и остававшаяся при церкви, неизвестно по какому случаю выпущена была из виду, и во время генерального межевания половина оной перешла в общее владение жадовских разночинных обывателей (читай помещиков - протод. А. Скала), а другая причислена была к соседней Новой деревне". Как бы там ни было, но у закрытой обители, а вернее - у бывшего монастырского храма, никакой собственности кроме двух деревянных построек, не осталось.

Некоторое время Жадовский храм был самостоятельной приходской церковью. Но спустя несколько десятков лет он был причислен к Жадовской сельской церкви - стал приписным. Ни собственности, ни больших доходов, ни своего прихода у храма не стало, и поэтому в 1817 году казанский архиепископ Амвросий повелел закрыть его вовсе (об этом уже упоминалось несколько выше), а утварь передать в приходскую церковь села Жадовки. Исполнение этого распоряжения Владыки Казанская Консистория 17 июля того же 1817 года предписала Карсунскому духовному правлению, но до1822 года церковь оставалась в прежнем положении. Вопрос о том, почему же находившаяся к тому времени уже более полувека в запустении церковь так и не была окончательно разорена, интересовал не одного исследователя. Но практически ни в одном из исторических и краеведческих трудов и в иных материалах не указана причина невыполнения архиерейского распоряжения. И лишь в одном издании, в газете "Симбирские губернские ведомости" №15 от 27 февраля 1979 года, опубликован очерк профессора К.И. Невоструева, в котором о событиях тех лет сказано следующее:

"По закрытии Жадовской Пустыни в село Жадовку был определен приходской священник, рукоположенный из диаконов, Стефан Иванов. Этот священник жил постоянно в селе Жадовка и не заботился уже о пустынском храме, из которого Казанское Епархиальное Начальство разрешило ему церковную утварь перенести в село Жадовку, а храм по ветхости уничтожить. Имея в виду такое распоряжение Епархиального Начальства, священник Иванов начал уже помышлять о разобрании пустынского храма и перенесении годных материалов его - кирпича и проч. - в Жадовку. Но храм оказался в основании своем очень прочен, да к тому же большая часть прихожан были против уничтожения пустынского храма. Тогда священник Иванов придумал вот что: он подговорил несколько человек рабочих тайным образом подрыть фундамент под стенами пустынского храма. Через такой маневр он легко надеялся ослабить здание, произвести в стенах его и сводах трещины, на которые указал бы потом прихожанам и таким образом легко бы достиг своей цели.

Рабочие, конечно, решились исполнить его желание и в один день утром отправились вместе с Ивановым на пустынь осмотреть, где бы удобнее начать придуманное дело. Но что же: не дошли они еще даже до пустынского храма, как ими овладела слепота и не дала им идти далее. Не разгадав этого явления, они попытались было на следующий день идти с тем же намерением, но слепота опять поразила их, как и в предыдущий день. Тогда всем стало ясно, что сама Царица Небесная не допустила их разрушить тот храм, который создан Ее Святому Имени усердием и трудами подвижников. Вот почему и Иванов, и рабочие уже не покушались более разорить Храм, которому суждено было впоследствии не разоряться, а украшаться".

В 1822 году прихожане с. Жадовки обратились к высокопреосвященному Амвросию с совершенно противоположной по смыслу просьбой - восстановить самостоятельность бывшего монастырского храма, отремонтировать его и рядом построить дом для священно- и церковнослужителей, перенесши их из Жадовки. Вероятно, памятуя о произошедших несколько лет тому назад в Жадовке событиях, о которых ему стало известно, архиепископ Амвросий принимает решение и устраивает даже больше просимого: " Прихожанам на прописанном условии церковь бывшей Жадовской пустыни исправить дозволить и потом считать ее уже приходскою села Жадовки, а деревянную церковь считать придельною, дозволив и оную поправить". Таким образом, пустынский каменный храм становится основным, приходским, а деревянный сельский - приписным к нему.

Постепенно рядом с ним служащее в церкви духовенство начало строить свои дома и хозяйственные постройки. Однако, это уже была частная собственность и постепенно у стен Казанского храма появилась маленькое священническое поселение.

Однако, исходя из того, что прихожане бывшего пустынского храма проживали в Жадовке, то и местное духовенство более внимания уделяло исправлению треб в селе, а для служения молебнов пред Чудотворным образом Пресвятой Богородицы для приезжавших в бывшую обитель богомольцев времени не оставалось. Приписной сельский храм фактически был действующим, а монастырский вновь оказывался в запустении. Казалось, что по всяким, веским и менее значительным, причинам почитание Жадовской Святыни народом и вовсе сойдет на нет, а место Пустыни постепенно предастся полному запустению. Однако, этому не суждено было сбыться. Богу угодно было, чтобы на этом месте, некогда орошаемом потом и слезами, вновь восстала и процвела обитель Пресвятой Богородицы.

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz