Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУСТЫНИ

В июле 1845 года окрестные с бывшей обителью помещики обратились к епископу Симбирскому Преосвященному Феодотию с просьбой об учреждении в церкви Казанской иконы Божией Матери постоянного богослужения. В своем прошении они дословно писали следующее:

"Карсунского уезда в Пустыне близ села Жадовки, находится икона Казанской Божией Матери, издревле прославленная многими чудотворениями. Когда здесь существовала обитель, то было большое стечение поклонников, много из дальних стран стекались служить молебны, всенощныя, а соседние селения часто брали к себе образ в дома и при случае общественных молебствий.

Ныне же как один приходский священник, быв отвлекаем требами, сих благочестивых желаний исполнять не может, то мы, ревнуя к Славе Божией, решились поставить сие на вид Вашему Преосвященству и просить не благоугодно ли будет учредить постоянное в оном храме служение.

К подлинному прошению руку приложили Штаб Ротмистр Адриан Васильев сын Богданов, из дворян Губернский Секретарь Павел Александров сын Ленивцев, Штаб Ротмистр Гавриил Александров сын Тоузаков и Порутчик Андрей Иванов сын Новаковский".

Прошение симбирских дворян Преосвященный рассмотрел, и было принято решение, по которому притч села Жадовки был оставлен при своем приходском храме, а церковь бывшей обители, согласно желания усердствующего окрестного дворянства, "впредь до дальнейшаго о ней распоряжения, для беспрерывнаго в ней Богослужения и удовлетворения народному усердию служением молебнов" причислить к Симбирскому Архиерейскому дому. Решение об этом было принято Симбирской Духовной Консисторией и утверждено епископом Феодотием 23 января 1846 года. Архиерейским Домом считался бывший Симбирский Покровский монастырь, а по сему Богородице-Казанский Жадовский храм становился приписным монастырским храмом.

Вследствие указа Консистории уже 6 февраля 1846 года в бывшую пустынскую церковь "для принятия оной в ведение Архиерейского Дома и для Богослужения в ней" был командирован иеромонах Архиерейского Дома Августин. Через две недели отец Августин сообщает Экономическому правлению Архиерейского Дома о том, что он принял по описи у священника с. Жадовки Иоанна Смирнова имущество церкви бывшей Пустыни и просит "для исправления при сей церкви Богослужений, а равно и для соблюдения в оной целости и опрятности, командировать сюда одного диакона, двух послушников и трех штатных служителей". Просьба была исполнена, и в закрытой до этого восемьдесят два года Пустыни вновь начались регулярные богослужения, и начало возрождаться монашеское общежитие.

О восстановителе пустыни иеромонахе Августине известно, что к моменту прибытия в Пустынь ему было 49 лет (а родился он в 1797 г. в Волынской губернии), что в Симбирскую епархию он приехал вместе с первым местным архипастырем Анатолием в 1832 году и был назначен в 1833 году сначала казначеем, а в 1834 году экономом Архиерейского Дома.

Согласно представлению Преосвященного Феодотия, Святейший Синод постановлением от 3 июля 1846 года утвердил донесение Владыки о приписании церкви бывшей Жадовской пустыни к Симбирскому Архиерейскому Дому "согласно представлению и по уважению изъясненных обстоятельств …на предложенном основании". Таким образом, официально Жадовская Пустынь становилась частью Архиерейского Дома, и в ней возобновлялось монашеское делание. Обитель Божией милостью была восстановлена.

Высокопреосвященный Феодотий, архиепископ Симбирский и Сызранский (с 1842 по 1858 год), восстановитель Жадовской пустыни Ульяновск
Высокопреосвященный Феодотий,
архиепископ Симбирский и Сызранский (с 1842 по 1858 год),
восстановитель Жадовской пустыни


В Жадовской Пустыне, с момента своего туда прибытия, иеромонах Августин начинает весьма плодотворную деятельность в деле возрождения монастыря. Кроме описания церковного имущества, он также подает в Консисторию сведения и о находящихся рядом с храмом домах и строениях, принадлежавших бывшим служителям пустынской церкви. Так как иных строений в обители не оставалось, решено было выкупить имеющиеся сооружения у их владельцев. В апреле того же года были приобретены строения на территории Пустыни, принадлежавшие притчу Жадовского храма. Затем в мае месяце было выплачено восемьдесят рублей ассигнациями "за взятие в церковную принадлежность дома со всеми строениями" диакону симбирской Спасо-Преображенской церкви Феодору Манторову, а в сентябре - сорок рублей серебром за дом пономарю с. Жадовки Григорию Флоренскому.

В то же время встает вопрос и о земельном участке для монастыря. Речь шла уже не о полном восстановлении земельных владений, бывших у обители до момента ее закрытия в 1764 году, сколько о том участке, на котором Пустынь находилась, и небольшого надела, необходимого для ведения и содержания, как сейчас бы сказали, подсобного хозяйства.

В те времена, когда владение тем или иным количеством земли давало возможность любому монастырю существовать (не следует забывать и о принципе монашеского общежития - молитва и труд), производить и выращивать необходимые для пропитания насельников сельхозпродукты, обеспечивать необходимым и поддерживать в достойном виде саму обитель, вопрос о землевладении занимал отнюдь не последнее место в экономической деятельности Пустыни. Вот почему и мы уделяем этой проблеме достаточно важное место.

Деятельнейшее участие в решении этого вопроса принял симбирский епископ Феодотий. Его Преосвященство обращается с письмами ко многим помещикам, соседствующим с Жадовской Пустынью, и к которым по тем или иным причинам перешли ранее принадлежавшие обители земельные наделы. Владыка напоминает адресатам о той выдающейся роли Пустыни и ее святыни - Чудотворного образа Божией Матери, - которую та имела и имеет в духовной жизни губернии. Пишет он и об истории монастыря и его нынешнем положении, о необходимости действенной помощи в деле возрождения обители. Напоминает епископ Феодотий и о бывшем участии предков нынешних землевладельцев в становлении монастыря, и о пожертвованиях их на благоустроительство Пустыни. Так, в письме Василию Васильевичу Обухову, который являлся потомком того самого Ивана Петровича Обухова - первого строителя и, фактически, основателя Жадовской Пустыни - Преосвященный пишет: "Я обращаюсь к Вам, Василий Васильевич, с полною моею уверенностью, что вы не откажете содействовать в этом богоугодном деле как отделении упомянутой Пустыне прежде пожертвованной Вашими предками пятнадцати десятин пахотной и сенокосной земли".

В своем другом письме, адресованном Ставропольскому уездному предводителю дворянства и посреднику полюбовных размежеваний Михаилу Михайловичу Кирееву, епископ Феодотий пишет "Прошу Вас, милостивый государь, при общем собрании поместных господ владельцев предложить им об отделении к Жадовской Пустыне монастырской площади из 20 десятин состоящей и уступке той части пахотной и сенокосной с лесами земли, которая может удовлетворять монастырским потребностям".

Обращения Владыки, безусловно, сыграли свою роль в выделении окрестными помещиками земельных площадей в пользу обители. Однако, то ли делопроизводство тех времен, то ли некие формальные причины оттянули решение этого насущного вопроса на несколько лет. Лишь в июле 1851 года в адрес епископа Феодотия поступило письмо, в котором была подтверждена передача в пользу Пустыни испрашиваемых земельных участков. В частности, в этом письме говорилось: "Согласилися мы ту землю, на которой устраивается обитель, выделить из общих наших владений в количестве двадцати десятин, жертвуя на сей предмет каждый тот участок земли, который падает на часть его владений". Среди подписавших это письмо были статская советница Е.И. Протопопова (урожд. Безобразова), отставной коллежский асессор В.В. Обухов, М.Н. Сабанина, П.И. Ребровский, титулярная советница Е. Молчанова.

Таким образом, у Пустыни в собственности вновь появилась земля.

Посланный в обитель ее восстановитель иеромонах Августин в начале 1848 года присылает Экономическому правлению Архиерейского дома предложения по постройке в монастыре необходимых зданий и сооружений. Среди прочего предлагается в 1848 году в Жадовской пустыни возвести: 1) двухэтажный корпус братских келий на каменном фундаменте в длину 10.5 саженей, в ширину 4.5 саженей, с наружным парадным крыльцом, а в сторону сада с балконом и задним крыльцом, в котором жилых комнат - настоятельских 4, братских 6, 2) трапеза и кухня с сенцами, кладовой и погребом, в длину 11,5, в ширину 3.5 саженей, 3) холодное строение - конюшня и каретник, 4) баня и 5) поднавес для дров. Вокруг монастырь предложено оградить дощатым забором. Все плотничные, столярные и малярные работы должны были быть окончены к первому числу октября 1848 года. Предложение было утверждено, и работы по строительству начались.

5 марта того же года было подписано условие с подрядчиком на изготовление 100.000 кирпичей, а 9 марта - договор на постройку деревянных зданий. 28 июня заключен договор и с "кирпичных дел мастерами" на необходимое количество кладки.

Первый управляющий Пустынью по ее восстановлении иеромонах Августин после того, как строительные работы в обители были налажены, в марте 1848 года сдал свою должность иеромонаху Флегонту, казначею Архиерейского дома. Сам же о. Августин, после возведения в сан архимандрита, был назначен наместником в Сызранский Вознесенский монастырь.

Вид Богородице-Казанской Жадовской Пустыни. С литографии конца XIX века. Ульяновск
Вид Богородице-Казанской Жадовской Пустыни.
(С литографии конца XIX века)


Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz