Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

ПРИНЕСЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ
БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ПУСТЫНИ В СИМБИРСК


Как только в Пустыне вновь начались регулярные Богослужения, и монашеская жизнь в обители была возрождена, на епархиальном уровне было решено заказать для Чудотворной иконы Жадовской новый драгоценный оклад. Имевшуюся на образе ранее ризу, изготовленную, как было видно на клейме, в 1743 году, решено было заменить на более достойную такой святыни. Кстати, клеймо на старой ризе свидетельствует о том, что она была изготовлена за двадцать лет до закрытия Пустыни, а значит, была в обители во время легендарного нападения на монастырь разбойников, которые "убили игумена, разогнали братию и расхитили монастырские сокровища". Однако, главное сокровище - драгоценная риза с Чудотворной - осталась в обители, а, следовательно, и рассказы о разбойниках не более чем фантазия. В начале 1846 года работы по изготовлению оклада были поручены симбирскому серебряных дел мастеру Михаилу Милееву. Риза была изготовлена из серебра и золота, украшена одним большим бриллиантом в короне Богородицы на кресте, четыре алмаза - "розетки" в венце Младенца, восемь яхонтов, пятьдесят одним гранатом, двадцатью восемью аметистами, большим количеством аквамаринов, бирюзы, стразов и финифтью. Прежний же драгоценный оклад до поры хранился в ризнице монастыря. К октябрю того же года риза была изготовлена, и для крепления и подгонки ее к самой иконе Чудотворный образ был впервые за время его почитания привезен в Симбирск. Вероятно, икону на время ее пребывания в городе (на один или несколько дней) была выставлена в одном из городских храмов. Узнав об этом, к святыне начали стекаться многочисленные горожане. Однако вскоре икона была вновь увезена в Пустынь. Именно это пребывание Чудотворной в Симбирске стало причиной обращения к Преосвященному Феодотию с "Города Симбирска Дворян, купечества и прочего сословия жителей покорнейшим прошением". В обращении к своему духовному главе симбиряне, в частности, писали: " … в нынешнем году наш Богоспасаемый град осчастливлен был посещением явленной иконы Пресвятыя Казанския Богородицы, приносимой сюда из Жадовской Пустыни для украшения сего Святого лика. Но посещение сие было очень кратковременно и притом без предварительнаго извещения градских жителей, которые в своих чувствах благоговеют к сей Святой иконе. Желая, чтобы вышеозначенная икона Казанския Пресвятыя Богородицы ежегодно в определенное время приносилась из Жадовской Пустыни в город Симбирск с торжественною почестию и находилась здесь не менее одного месяца, чтобы все жители могли насладиться лицезрением сей древней святыни и почтить ее подобающим поклонением, мы, нижеподписавшиеся, покорнейше просим Ваше Преосвященство учинить о сем зависящее распоряжение и во удовлетворение такового желания утешить нас своим Архипастырским на то согласием". Прошение было подписано самыми известными горожанами, список которых возглавляли Губернский Предводитель Дворянства, Вице-губернатор, а также дворяне - герой Бородина Петр Юрлов, майор и кавалер Петр Бабкин, П. Пазухин, А. Ермолов, П. Дмитриева, А. Веригина, Е. Столыпина, А. Киндякова, А. Мотовилова, генерал-майор А. Дувинг, Симбирский градский Голова И.Сапожников, многочисленные представители купечества и мещан.

Копия Чудотворной Казанской Жадовской иконы Божией Матери. Вид иконы в 1880-е годы. Ульяновск
Копия Чудотворной Казанской Жадовской иконы Божией Матери.
Вид иконы в 1880-е годы


Архиепископ Феодотий благосклонно отнесся к прошению горожан и обратился с соответствующей просьбой в Святейший Синод. Летом следующего 1847 года из Синода пришел документ, из которого явствовало, что "Государь Император (Николай Павлович) по всеподданнейшему докладу Синодального господина обер-прокурора в 28-й день июня Высочайше утвердить соизволил определение Святейшего Синода от 23 мая того же года о дозволении приносить ежегодно на один месяц Чудотворную Икону Казанской Божией Матери из Жадовской Пустыни в г. Симбирск". Первый раз торжественно Икону принесли в Симбирск в1848 году, а затем, на протяжении восьмидесяти лет, до 1927 года включительно, горожане с почестями ежегодно встречали Чудотворную, изливая пред ней свои молитвы и приобщаясь этим к Небесному Горнему Миру - месту вечного пребывания Владычицы Мира.

В 1848 году Симбирску исполнилось двести лет. Однако, тогда еще не было доподлинно известно точное время основания города. Значительно позже, в конце века, историками по архивным материалам была установлена точная дата основания боярином Богданом Матвеевичем Хитрово по указу царя Алексея Михайловича крепости Синбирск - 1648 год. Первый раз юбилей города - двухсот пятидесятилетие - был отмечен лишь в 1898 году. Однако, по воле Божьей, и тот, двухсотлетний, юбилей был отмечен великим для Симбирска событием - в губернский град была впервые торжественно принесена Чудотворная Жадовская икона.

По определению, направленному Министром Внутренних Дел Перовским симбирскому губернатору действительному статскому советнику Н.М. Булдакову и составленному на основании решения Святейшего Синода о разрешении принесения Иконы, Чудотворная должна приноситься в Симбирск 15 мая, если будет воскресный день, иначе же в первый после этого воскресный день. Из Пустыни икона торжественно выносилась в сопровождении нескольких монашествующих за семь дней до того числа, когда она должна была прибыть в Симбирск. Во время несения иконы Крестным ходом в Симбирск в селах и деревнях, через которые ход шел, сопровождающим святыню монастырским духовенством совершаемы были молебствия. В канун дня прибытия в город ход с Иконой останавливался в храме с. Баратаевка в нескольких верстах от Симбирска. На следующий день в 6 часов утра крестный ход выходил из Баратаевки. В то же время в Симбирске в Покровском мужском монастыре собиралось городское духовенство во главе с архипастырем, а также многотысячная толпа богомольцев. По выслушании часов в Благовещенском соборе монастыря участники крестного хода из монастыря во главе с архиереем двигался на встречу Чудотворной. На пятой версте от Симбирска по Московскому тракту городской ход останавливался у специально выстроенной каменной часовни и ожидал ход с Иконой из Баратаевки. После встречи святыни у часовни свершается молебен с чтением Евангелия, и огромный крестный ход направляется в город. Встреча Чудотворной и сам крестный ход в город - все было подчинено специально составленному для этого церемониалу. В Симбирск крестный ход двигался следующим порядком: 1) впереди хода шли несколько человек жандармов во главе с начальником команды, 2)рота гарнизонного батальона, 3) рота батальона кантонистов, 4) воспитанники гимназии и семинарии с их воспитателями, 5) часть богомольцев простого звания, в числе которых должны были быть удельные (т.е. государственные) крестьяне со своим головой и старшинами, имеющие парадные кафтаны, 6) цеховые со своими значками - их конвоируют два унтер-офицера гарнизонного батальона, 7) несколько человек почетных мещан, 8) несколько человек почетных купцов, 9) неслужащие дворяне - их конвоируют два унтер-офицера гарнизонного батальона, 10) архиерейские певчие - также под конвоированием двух гарнизонных унтер-офицера, 11) большой фонарь с зажженной свечой, 12) большой крест, хоругви, св. иконы городских церквей, 13) духовенство: причетники в стихарях, диаконы с кадилами, священники, протоиереи и архимандриты в облачениях, старший протоиерей несет на блюде крест, а второй из протоиереев со Св. Евангелием, иподиаконы с дикирием и трикирием, 14) городской голова с бургомистром в мундирах несут Чудотворную икону Божией Матери и над ней диаконы держат рипиды - их конвоируют четыре унтер-офицера гарнизонного батальона, 15) архиерей, имея позади себя протодиакона и диакона - их также конвоируют четыре унтер-офицера гарнизонного батальона, 16) гражданский губернатор, губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, председатели палат, губернский прокурор и другие начальствующих отдельных частей лица, также уездный предводитель в полных мундирах, 17) члены и чиновники всех присутственных мест и ведомств, а за ними дворянство, почетное купечество также конвоируемые унтер-офицерами и частным приставом, 18) взвод гарнизонного батальона, 19) богомольцы простого звания, 20) по сторонам процессии идут несколько рядовых гарнизонного батальона, полицейские низшие чины, квартальные и несколько верховых жандарм. Весь многотысячный ход представлял собой воистину величественнейшее зрелище, а чувства верующих были воистину самыми возвышенными и ликующими.

Крестный ход в Симбирске в день встречи Чудотворной Жадовской Иконы у старого моста через р. Свиягу. Фотография конца 19-го века Ульяновск
Крестный ход в Симбирске в день встречи Чудотворной
Жадовской Иконы у старого моста через р. Свиягу.
Фотография конца 19-го века.


Вот как описывает очевидец принесения Чудотворного Жадовского Образа в Симбирск в 1857 году (к тому времени это событие уже стало воистину всеобщим праздником, который получил в народе наименование "Встреча"): "Надобно быть свидетелем общего сочувствия этому умилительному празднеству, которое так глубоко проникает в душу каждого богомольца: хоругви и образа соборов и церквей Симбирска, звон колоколов, ряд духовных с архимандритом, и во главе их в глубоком смирении идущего архиепископа за город, во сретение Заступницы. Сколько чувствований благодатных, неземных, пробуждается при этом благоговейно - умилительном торжестве, сколько отрадных, утешительных надежд на милость и ходатайство Заступницы поселяется в душе богомольца! Вот шествие останавливается на назначенном месте, как сказано на 4 версте, полчаса ожидания,… и вдали показывается толпа пешеходов, идущих из с. Баратаевки. Это усердные богомольцы, отправившиеся накануне за двенадцать верст, в сельцо, и ночевавшие там вместе с Образом, а иные прибыли в тот день туда, другие с раннего утра, за несколько верст от города встретив его, возвращаются, неся Икону в киоте, на раменах своих, в сопровождении иеромонаха из Пустыни. Вот толпа народа вместе с Иконою приблизилась, и архиепископ идет во сретение ее для принятия; вносит Икону вместе с начальником губернии на устроенный помост, где ожидает ее все духовенство с хоругвями и крестами. Тут Высокопреосвященный со всем духовенством совершает молебен с водосвятием и провозглашает многолетия… По окончании молебствия усердные богомольцы с пламенным усердием и молитвою, теснятся вокруг Иконы, желая удостоится хоть несколько сажен по пути к городу понести Образ, сопровождаемый несметными толпами народа, собравшихся не только из окрестных деревень, но и из отдаленных городов Симбирской и других губерний. При внесении в город Иконы, шествие направилось к Троицкому собору, с совершением литии перед Вознесенским собором, и потом Икона торжественно была внесена в Свято-Троицкий собор. Там после совершения высокопреосвященным Феодотием, архиепископом Симбирским и Сызранским, Литургии жители города прикладывались к иконе, которая теперь носится по домам усердных богомольцев Симбирска и будет здесь до 16 числа июня. По прошествии четырех недель Икона тем же порядком и с такой же торжественностью, понесется обратно в Пустынь Саратовским трактом".

Такой порядок был установлен спустя несколько лет после первого принесения Чудотворной в Симбирск. В 1848 году Икону после принесения в город на две недели определили в Покровский мужской монастырь, третью неделю святыня пребывала в Спасском девичьем монастыре, а на последнюю, четвертую неделю, святой Образ переносился в кафедральный Троицкий собор, из которого по истечении этого срока и износился обратно в Пустынь.

Через несколько лет крестный ход с Заступницей направлялся сразу в Троицкий собор, откуда по особо составленному графику переносился поочередно практически во все из более двадцати городских храмов. В приходах этих церквей Чудотворную приносили в дома верующих для совершения молебнов и водосвятий.

Дни пребывания Образа в Симбирске были по духу сродни со светлыми днями Святой Пасхи, и радость от посещения как бы самой Владычицы Небесной хранилась в сердцах симбирян целый год до следующей Встречи.

В 1849 году благодарные Богу симбиряне, в память Высочайшего соизволения на ежегодное приношение Чудотворной Казанской иконы в Симбирск, устроили на древнюю икону Святителя Николая, небесного покровителя императора Николая I, в посвященном Чудотворцу приделе монастырского храма серебряную ризу с золочеными венцами общим весом более 11 фунтов.

Вероятно, именно в это время Преосвященный Феодотий пожертвовал в Пустынь копию Чудотворной иконы, которая являлась "мерой и подобием явленного Образа" Казанской Пресвятой Богородицы. Осознавая, что Пустынь, устроенная ради явления на этом месте прославленной Иконы, не может оставаться без святого Лика Пречистой даже на время, симбирский архипастырь распорядился, чтобы на место самой Чудотворной во время нахождения ее "в ходу" при посещении Симбирска ставилась копия Образа. Именно на этот список с Чудотворной был положен старинный оклад с самой Иконы, хранившийся до этого в ризнице Пустыни. Копию Чудотворного образа поместили с левой стороны от Царских врат в приделе Тихона Амафунтского. Сия копия, по преданию, также была прославлена многими чудесами и знамениями.

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz