Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПУСТЫНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Назначенный в марте 1848 года на место первого восстановителя Пустыни иеромонаха Августина казначей Архиерейского дома иеромонах Флегонт продолжил начатое своим предшественником дело возрождения обители.

К сентябрю 1849 года были окончены основные строительные работы по возведению нового каменного двухэтажного братского корпуса, а к началу зимы он был покрыт железной крышей. Иеромонах Августин предлагал выстроить деревянный корпус на каменном фундаменте, а строительные работы завершить к октябрю 1848 года. Однако, решено было корпус возвести целиком каменный, а поэтому и сроки завершения работ были отложены.

В новопостроенном здании вверху были расположены настоятельские покои, в которых во время частых своих приездов в Пустынь также останавливался симбирский Преосвященный, а внизу - братские келии. К тому же времени были выстроены деревянная трапеза с кухней и другие запланированные к строительству ранее хозяйственные постройки. Также в 1852 году была сооружена вместительная деревянная гостиница с номерами для приезжих, с каменной под железом кухней, а при ней людская изба.

В том же 1852 году сама монастырская территория была ограждена каменной оградой в виде параллелограмма с четырьмя башнями по углам. Высокие оштукатуренные кирпичные стены как бы оградили обитель от всего остального мира, а башни по углам ограды уподоблялись незыблемым часовым, охранявшим покой и молитвенную тишину монастыря. В одной из башен была размещена часовня, в трех других жили монашествующие. С восточной стороны Пустыни в стенах ограды были устроены парадные арочные, с такими же арочными калитками по бокам, так называемые архиерейские ворота. От подножья холма, где у святого источника стояла деревянная часовня, вверх по склону к этому входу в обитель вела дорога, обсаженная впоследствии красивейшими соснами. С северной стороны, от ярмарочной площади и новоустроенной гостиницы, в обитель были сделаны еще одни, простые ворота.

В 1853-1854 годах перестроен уже к тому времени несколько обветшавший Казанский храм, выстроенный усердием Г.А. Аблязова (схимонахом Германом). 1 сентября 1852 года был заключен контракт с каменных дел мастером Алексеем Антоновым о переделках в пустынском храме. Свод в главном алтаре разобрали, нарастили стены и устроили новый - по указанию архитектора. Арку при входе из трапезной части в подкупольную разобрали и устроили больших размеров. С правой стороны храма, в соответствии с имеющимся уже с левой стороны приделом во имя Тихона Амафунтского, устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Божия Николая, а Тихоновский придел распространен в соответствии с новопостроенным и большим по размерам Никольским.

Чугунный пол из алтаря и с амвона храма перестелили на паперть, а вместо него был положен дубовый паркетный пол. Внутри храм заново оштукатурили, на парусах свода, в восьмерике и в самом куполе появились новонаписанные священные изображения и святые лики. Церковь и колокольня были заново покрыты железом.

В первую очередь был произведен ремонт в центральном Казанском приделе храма. Пока в нем шел ремонт, Богослужения совершались в Тихоновском боковом приделе. Но уже 10 мая 1853 года Преосвященный Феодотий освятил возобновленный и благоустроенный центральный придел храма. И лишь после этого строительные работы были направлены к боковым церковным приделам.

Безусловно, такие большие строительные и восстановительные работы требовали и немалых денежных средств. К осени 1853 года работы в придельных храмах были приостановлены из-за недостатка денег. Однако, они вскоре продолжились, так как от одного из пустынских благотворителей купца Головачева поступило на завершение работ 600 рублей - очень большие по тем временам деньги. Этот же благодетель жертвовал уже на ремонт храма в январе того же года более 1200 рублей. Насколько это были значительные суммы можно судить по тому, что за устройство и отделку "вчерне" двух боковых приделов монастырского храма (на эти работы было использовано 103 тысячи кирпичей) каменщику Александру Максимову в сентябре 1853 года было выплачено 162 рубля 22 копейки и полушка.

В июле следующего года были окрашены железные крыши на приделах, а к октябрю они были оштукатурены и побелены снаружи.

Храм в честь Пресвятой Богородицы стал настоящим украшением обители. Внутри он также весь сиял и радовал глаз приходящих богомольцев. Огромный пятиярусный резной иконостас с древними иконами греческого письма к освящению храма был заново вызолочен червонным золотом. Некоторые из наиболее почитаемых икон в том иконостасе были украшены серебряными ризами.

Для боковых приделов иконостасных дел мастером Александром Яковлевичем Ефремовым, который, как и его отец, был известным в Симбирске резчиком и позолотчиком, были сделаны новые иконостасы, вызолоченные так же, как и центральный иконостас.

Новые постройки Пустыни, каменная ограда с башнями, отремонтированный и благоукрашенный храм до неузнаваемости изменили облик Пустыни. Всего за восемь лет трудами и содействием боголюбивого народа монастырь был полностью преображен. Очевидец этих перемен в 1853 году восторженно писал: "Кто видел лет за шесть пред сим опустевшую Жадовскую Пустынь, тот не узнает теперь ее: так, благодаря Бога и святительской ревности Архипастыря нашего Преосвященнейшего Феодотия, преобразилась она и в полном смысле, "яко крин процвела" в эту пору! … Хвалю тебя, люблю тебя, народ православный, за эту веру и любовь к Царице Небесной! Да осеняет Она выну тебя Своим всечестным омофором!".

9 апреля 1856 года управляющий Пустынью иеромонах Флегонт обращается в Духовную Консисторию с просьбой разрешить перестроить имеющуюся на святом источнике ветхую часовню в церковь во имя иконы Богородицы "Живоносный источник". Вероятно, подготовительные работы по возведению нового храма на источнике были начаты заранее (по некоторым данным еще в 1854 году) по устному распоряжению архиерея, и лишь когда почти все было готово, необходимо было получить официальное согласие Духовного Начальства. Следует предположить, что сам деревянный храм сооружался вокруг существующей часовни так, что она находилась внутри новопостроенной церкви. Прошение "о обращении часовни в храм" было послано тогда, когда для завершения всех строительных работ потребовалось снести ветхое строение внутри возведенного храма. Разрешение было дано, и работы по строительству храма были успешно завершены. Сколь скоро и успешно продвигалось возведение церкви можно судить лишь по тому, что уже 13 июня того же года настоятель Сызранского Вознесенского монастыря сообщает о том, что им совершено освящение новопостроенного в Жадовской Казанско-Богородичной пустыни храма на источнике. Таким образом, непосредственное место обретения Чудотворной было отмечено Домом Божиим.

В январе 1857 года управляющий Пустынью иеромонах Флегонт переводится в Сызранский Вознесенский монастырь на должность казначея, а на его место определен насельник той же Жадовской обители иеромонах Серапион. Окончилось десятилетие возрождения и украшения Пустыни, которое по значению своему может быть сравнимо лишь с "аблязовским" периодом становления монастыря, и названо в честь основных в это время в монастыре деятелей либо "Феодотиевским", либо "Флегонтовским".

Вскоре, 20 августа 1858 года скончался и восстановитель Жадовской пустыни, сделавший так много для ее возрождения и украшения, второй архипастырь Симбирский Высокопреосвященный Феодотий. Ровно за два года до своей кончины 26 августа 1856 года как участник коронования и миропомазания императора Александра Павловича, владыка Феодотий был возведен в сан архиепископа. Погребен он был в крипте-усыпальнице под алтарем теплого Николаевского собора города Симбирска. Шестнадцать лет управления владыкой Феодотием симбирской паствой стало временем расцвета и фактического становления епархии. Трудно перечесть и оценить все то, что было сделано этим приснопамятным архипастырем для Церкви симбирской, но одно из этих дел воистину будет незабвенным - возрождение святой Жадовской обители во имя Заступницы рода человеческого Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Пустынский храм в честь иконы Богородицы Живоносный Источник - на святом роднике. Построен в 1856 году Ульяновск
Пустынский храм в честь иконы Богородицы
"Живоносный Источник" - на святом роднике.
Построен в 1856 году

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz