Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

УПРАВИТЕЛИ ПУСТЫНИ ПОСЛЕ ЕЕ ВОСТАНОВЛЕНИЯ

Иеромонах Серапион управлял Пустынью после своего предшественника отца Флегонта всего четыре месяца. После удаления его с должности начальствовать в обители стал казначей Архиерейского Дома иеромонах Пионий. Десять лет его управления монастырем стали также годами благоукрашения и созидания в Пустыне.

Новый управляющий прежде всего обратил свое внимание на существующую при монастыре ежегодную ярмарку, которая собиралась в дни празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Торговля в эти дни приносила в казну Пустыни немалый доход от сдачи в аренду торговых палаток и мест. Ветхие деревянные строения на ярмарочной площади у стен обители были заменены на новые и благоустроенные, а количество их было увеличено.

В 1863 году было окончено строительство нового братского каменного двухэтажного корпуса с общей монастырской трапезой, который возвели рядом с уже существующим, на месте, где перед тем стояли деревянная трапеза и кухня. После возведения нового здания на первом этаже его разместилась трапеза и кухня, а на втором - келии для монашествующих и послушников.

При иеромонахе Пионии были произведены некоторые исправления в монастырской ограде, гостиного двора и монастырской мельницы. В связи с этим необходимо отметить, что, судя по сохранившимся архивным документам, в которых отражались все денежные поступления в Пустынь, в обитель на поклонение Чудотворной приезжали многочисленные именитые паломники, которые останавливались на это время в монастырской гостинице. В указанных документах есть длинные перечни фамилий известных симбирян, посещавших обитель, а также суммы платы за проживание в гостинице. Исходя из этого, понятна забота управляющего о месте временного проживания знатных паломников, так как их ранг и положение заставляли уделять этому вопросу соответствующее внимание.

Иеромонах Пионий скончался в Пустыне 8 апреля 1867 года, и на его место был назначен иеромонах Жадовской обители Никодим. Из самых знаменательных событий времен управления обителью о. Никодима можно назвать приобретение на Чудотворный образ новой драгоценной ризы. Многочисленные пожертвования на Ее украшение способствовали тому, что сделанный всего два десятилетия тому назад оклад был заменен более ценным и красивым с использованием имевшихся на прежнем камней и украшений. Чудотворную обложили серебряным листом, поверх которой была укреплена золотая риза весом около полкилограмма, украшенная многочисленными драгоценными камнями. Одной из основных жертводательниц на украшение Иконы была симбирская купчиха вдова Егорова, которая, среди прочего, поднесла на это богоугодное дело бриллиантовое ожерелье ценой в 1500 рублей.

От симбирян принимала и собирала пожертвования на украшение святыни Пелагия Васильевна Скорнякова, бывшая в то время послушницей симбирского Спасского девичьего монастыря (в других источниках ту же Пелагию Васильевну называют "мещанской вдовой Шишкиной из рода богатых симбирских купцов Скорняковых"). Вышеупомянутую ризу из собранных материалов по благословению Преосвященного симбирского Евгения устроила помещица Анна Александровна Мотовилова, под руководством которой насельницы Арзамасского женского монастыря украсили новый оклад.

Чудотворная икона заключалась в маленьком киоте, вместе с которым вкладывалась в доску в серебряной ризе с изображением явлений и чудес Казанской иконы Богоматери. Сама доска помещалась в большой заклиросный киот с правой стороны центрального придела монастырского храма.

При управителе Пустынью иеромонахе Никодиме были приобретены новые священнические облачения и другие церковные принадлежности.

О. Никодим скончался в 1871 году и на его место епархиальным начальством был определен иеромонах Варлаам. Во время его недолгого правления была приведена в порядок монастырская библиотека, в которой было немало старинных фолиантов, в том числе и пожертвованные в Пустынь. Среди этих древних книг можно отметить Богослужебный Устав с надписью: "В Богородицкую Жадовскую пустыню княгиня Анна Ивановна Крапоткина в поминовение родителей своих и супруга своего князя Константина и князя-отрока Алексея и сродников". Также была здесь же праздничная минея, пожертвованная Тарасом Ивановичем Бекетовым (в 1711-1713 г.г. - комендант г. Самары), и общая минея от сына последнего Льва Тарасовича Бекетова. Хранилось в библиотеке и Евангелие учительное воскресное, отпечатанное в Москве в 1686 г.

В марте 1872 года иеромонах Варлаам по распоряжению симбирского епископа Евгения был переведен в Сызранский Вознесенский монастырь в должности наместника, а вместо него назначен иеромонах Парфений. Он и следовавший за ним иеромонах Венедикт не успели сделать для Пустыни ничего примечательного из-за своего кратковременного, в несколько месяцев, управления обителью.

После смерти Венедикта, 6 декабря 1873 года, в должность управляющего монастырем вступил иеромонах Жадовской же обители Герман. Он был старцем весьма преклонных лет и страдал многими болезнями, так что его двухлетнее управление не ознаменовалось никакими особо приметными делами для обители. В ноябре 1875 года старец преставился.

То ли частая смена управляющих обителью, то ли их неспособность по каким-либо причинам надлежащим способом вести хозяйство монастыря, то ли более богословская и духовническая, чем хозяйственная и административная, направленность в архипастырском служении бывшего с 1858 по 1874 симбирским архиереем епископа Евгения, способствовали тому, что хозяйство Пустыни начало постепенно приходить в упадок. В "Описании посещения Жадовской пустыни епископом Симбирским и Сызранским Феоктистом в июле 1875 года" есть слова, которые смущают сердце читателя, особенно после того, как ему была предоставлена возможность познакомиться с расцветом обители Жадовской после ее возрождения. Вот что там сказано: "Хозяйство обители оказалось в довольно запущенном состоянии. Небольшая монастырская мельница почти в развалинах, механизм ее плох и во время осмотра не действовал; пруд затинился и порос травой; бывший некогда скотный двор заброшен и разрушается; пчельник оскудел; угодья пустыни вряд ли приносят какую-либо пользу…и не могут удовлетворять потребностям обители. Построенная на источнике деревянная церковь, по влажности места, обильного родниками, сделала наклонение в одну сторону и требует поправки фундамента".

Преосященный Феоктист, епископ Симбирский и Сызранский (1874 - 1882) Ульяновск
Преосященный Феоктист, епископ Симбирский и Сызранский (1874 - 1882)

Это было первое посещение Пустыни назначенного полгода назад на симбирскую кафедру епископа Феоктиста. Видя такое положение монастыря, Преосвященный особую надежду возлагал на сменившего в должности управляющего монастырем скончавшегося Германа иеромонаха Макария. С этим именем связаны годы особого расцвета пустыни. Вероятно, здесь уместно дословно процитировать рапорт, поступивший в Симбирскую духовную Консисторию 20 марта 1918 года, в котором тогдашний управляющий пустынью извещает духовное начальство о кончине архимандрита Макария.

"Его Преосвященству,
Преосвященнейшему епископу Варсонофию,
управляющему Симбирской епархией

От управляющего Жадовской Богородице - Казанской
Пустынью Архимандрита Каллиста

Почтительнейший рапорт.

Сим имею долг почтительнейше доложить Вашему Преосвященству: 16-го сего марта в обители сей, волею Божией, мирно скончался на 89 -м году от рождения о. Архимандрит Макарий, и 18 сего марта предан погребению по чину монашескому. Похоронен позади алтаря главного храма в монастырской ограде. Умерший о. Архимандрит Макарий в течение 30 лет управлял Жадовской пустынью (1875 - 1905), а в 1906 году, согласно прошения, по престарелости, был уволен на покой, в таковом состоянии и находился в сей пустыни до дня своей смерти.
Вашего Преосвященства, милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайший послушник
Архимандрит Каллист.
20 марта 1918 года ".

В рапорте архимандрита Каллиста положена резолюция следующего содержания:

" 23 марта 1918 г. В Духовную Консисторию к сведению и к напечатанию о сем в местном органе. Может быть, весьма многие знавшие почившего помолятся об упокоении его души.
. Варсонофий ".

Иеромонах Макарий родился в 1830 году в г. Алатыре в семье мещан. 20 декабря 1867 года поступил послушником в Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь, а 23 января1872 года пострижен в монашество в той же обители. В 1875 г. иеромонах Макарий перемещен из Алатырского монастыря в симбирский Архиерейский дом (Покровский Мужской монастырь) для служения в Крестовой домовой архиерейской церкви. Одновременно с этим он исполнял обязанности казначея Архиерейского дома. В том же 1875 году стал управляющим Жадовской Пустынью; здесь же 12 июня 1894 года произведен в игумена, а в 1898 г. удостоен сана архимандрита. В 1905 году архимандрит Макарий награжден орденом Св. Анны 3-й степени. Согласно поданного им в Духовную Консисторию прошения, о. Макарий по старости 26 января 1906 года уволен на покой.

Иеромонах Макарий сразу после назначения его на новую должность начал активно заниматься монастырским хозяйством. Уже через год обитель во многих отношениях была приведена в порядок: теплый ее храм обновлен, корпуса для временно и постоянно там проживающих лиц исправлены и очищены, ярмарочные лавки сделаны прочнее и благопристойнее, а некоторые заново построены.

Управляющий Пустынью (с 1870 по 1905 г.) Макарий (1830 - 1918) Ульяновск
Управляющий Пустынью (с 1870 по 1905 г.)
Макарий (1830 - 1918)

После наведения порядка в хозяйстве, иеромонах Макарий берется за ремонт деревянного храма на источнике. Под храм подводится новый прочный каменный фундамент, укреплены стены. Сама церковь устроена так, что внутри его, под царскими вратами около солеи, истекает святой родник, на котором была явлена Чудотворная Жадовская икона. По воспоминаниям, благодатная влага текла прямо по солеи в специально проложенных желобах, из которых ее в изобилии черпали верующие. К началу 80-х годов все работы по ремонту храма на источнике завершены.

Вероятно, к тому же времени относится строительство двухэтажного каменного дома с номерами для приезжих (гостиницы) вместо деревянного обветшавшего здания. Гостиница была рядом с монастырской стеной вне обители и обнесена была своей невысокой деревянной оградой, образуя гостиный двор, с деревянным флигелем на восьми саженях для простых богомольцев внутри него.

В 1894 году в Пустыне построен при архиерейских покоях Преосвященным Варсонофием, епископом Симбирским и Сызранским, домовой храм, освященный в честь Алексия, человека Божия.

К концу 19-го века монастырь приобрел совершенное свое устройство и, по словам симбирского епископа Варсонофия, стал "служить привлекательным местом для близкого и дальнего населения, где оно ищет и находит душевный покой во время кратковременных посещений или более длительного пребывания в ней по обетам или в душевных скорбях".

К тому времени в обители проживал управляющий Пустынью архимандрит, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха и 30 послушников. На первый взгляд может удивить такое количество последних, однако для этого были свои основания. Тот же Преосвященный Варсонофий отмечает: "Немалую пользу доставляет Пустынь и сиротствующим детям духовенства, где они в значительном количестве в качестве послушников находят себе первоначальный приют в беде сиротства, а также и упражнение в отправлении Богослужения, дабы со временем поступить на самостоятельную должность псаломщика". Таким образом, святая обитель Жадовская становилась отчим домом для обездоленных сирот, выполняя Божественную заповедь милосердия и попечения о близких. Здесь дети получали первоначальное обучение и подготовку для дальнейшего служения церковнослужителями в храмах епархии. Безусловно, здесь сироты были на полном обеспечении, или, как тогда говорили, "пансионе".

В то же время было также приведено в порядок и кладбище, расположившееся у стен монастырского храма. К началу 20-го века на нем не сохранились старинные захоронения, бывшие здесь до закрытия Пустыни. Известна лишь часть тех, которые появились уже после возрождения обители. На монастырском погосте были погребены:

управляющие Пустынью иеромонах Пионий (+ 1867), иеромонах Никодим (+1871), иеромонах Герман (+1875); духовники монастыря иеромонах Иринарх (+1891), иеромонах Иоанникий (+1894), иеромонах Виталий (+1900), иеромонах Николай (+1908); а также монашествующие иеродиакон Иероним (+1907), иеродиакон Михаил (+1908), монах Нифонт (+1900), монах Афанасий (+1902).

Здесь же нашли упокоение жертвователи и благотворители св. обители: генерал-майор Александр Андреевич Дувинг (1777-1856), коллежский асессор Сергей Петрович Городецкий (1831-1867), полковница Екатерина Петровна Мейснер (1818-1876), дворянка Анна Александровна Мотовилова (1812-1888), дворянка София Петровна Ховрина (1817-1891), старец Леонтий Федорович Належников (1806-1871), фабричный фельдшер Василий Максимович Кузюков (+1893), дворянка Варвара Ивановна Дмитриева (1834-1894), жена священника Ольга Дмитриевна Топорнина (1837-1897), коллежский асессор Петр Александрович Ховрин (1837-1895), статский советник Александр Николаевич Мотовилов (1837-1899), младенец Николай Протопопов, сын фабриканта и Предводителя Карсунского уездного дворянства Александра Дмитриевича Протопопова (+1899), дворянка София Ивановна Дмитриева (1837-1902).

Следует остановиться несколько подробнее на некоторых вышеупомянутых именах. Генерал-майор А.А. Дувинг, участник Отечественной войны 1812 года, пребывающий в отставке с 1835 года, проживал в Симбирске в приходе Спасо-Вознесенского собора. Семья его состояла в 30-х годах из супруги Марии Афанасьевны, пятерых дочерей и сына Владимира. На примере этой семьи можно наглядно показать глубокую религиозность, которая была присуща российскому дворянству. Сам Александр Андреевич сыграл большую роль в возрождении Жадовской Пустыни. Именно он среди прочих подписал прошение епископу Феодотию с просьбой о разрешении принесения в Симбирск Чудотворной иконы. В 1851 году его подпись свидетельствовала акт соглашения окрестных с Пустынью помещиков о пожертвовании обители земли после ее возрождения.

В Пустыне погребена дочь генерала Анна Александровна, вышедшая замуж за капитана Николая Егоровича Мотовилова, отец которого Е.Н. Мотовилов был двоюродным братом Н.А. Мотовилова - мирского послушника Преподобного Серафима Саровского, или, как еще его именовали, "служки Божьей Матери и Серафимов", а также прадедом великой поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Трудами Анны Александровны Мотовиловой был создан драгоценный оклад на Чудотворную Жадовскую икону в конце 1860-х годов.

Рядом с матерью А.А. Мотовиловой погребен ее сын, статский советник А.Н. Мотовилов - внук генерала Дувинга.

Следующие две дочери генерал-майора А.А. Дувинга - Екатерина и Мария - посвятили свою жизнь исключительно Богу. Екатерина (1812-1908) воспитывалась в Санкт-Петербургском Екатерининском институте благородных девиц, в 1859 девицей поступила в симбирский Спасский женский монастырь послушницей, а в 1866 году была пострижена в монашество. 26 мая 1873 года монахиня Евфросиния вступила в управление этой обителью, а через два месяца возведена в сан игуменьи. Почти четверть века игуменья Евфросиния управляла Спасским монастырем, и лишь в возрасте 85 лет уволена по собственному желанию на покой, и доживала свой долгий век в той же обители.

Ее сестра Мария (1818-1889) воспитывалась в столице в Институте благородных девиц в Смольном монастыре и была пансионеркой (стипендиаткой) Государя императора Александра Павловича. В 1861 году, 23 января, в один день со старшей сестрой приняла постриг в рясофор в симбирском Спасском монастыре с именем Магдалина. В монастыре обучала насельниц клиросному пению.

Четвертая дочь генерала, вероятно, скончалась весьма рано, и по этой причине каких-либо сведений о ее жизни не было найдено.

Младшая из сестер, Варвара Александровна ( род. около 1829 г.), вышла замуж за Александра Павловича Ленивцева, отец которого П.А. Ленивцев был среди Карсунских помещиков, которые в 1845 году просили епископа Феодотия восстановить Жадовскую пустынь.

Сын генерал-майора А.А. Дувинга - Владимир Александрович (1821-1894), также дослужился до генеральского звания и был начальником Симбирского Губернского Жандармского Управления. Он вместе с матерью и супругой погребен был в Покровском монастыре (Симбирском Архиерейском доме), приписной к которому была и Жадовская обитель.

Последний раз упоминается фамилия Дувинг в связи с Жадовской пустынью 3 января 1920 года, когда в обитель, уже после официального ее закрытия, на украшение Чудотворной поступило 2.000 рублей от В.А. Дувинг - дочери генерала Владимира Дувинга.

Вот так судьба одной семьи российских дворян переплелась с историей любимой ими Жадовской обители.

В 1877 году родственницей погребенного здесь же С.П. Городецкого было пожертвовано на перестройку храма на источнике 540 рублей в поминовение усопшего.

Среди погребенных у Казанского монастырского храма покоятся две сестры-девицы - С.И. Дмитриева и В.И. Дмитриева. Они были родными сестрами коллежской регистраторши Анны Ивановны Нефедьевой, которая в 1856 пожертвовала Пустыне 142 десятины земли при с. Космодемьянском Сызранского уезда. Сама же А.И. Нефедьева искренне чтила Чудотворную Жадовскую Икону, особенно после произошедшего случая чудесной помощи у нее в имении. В ее поместье в д. Сурки жена крестьянина Герасима Дмитриева была одержима злым духом и более года была мучима этой болезнью. Но вот она обращается к Заступнице Усердной, и в феврале 1848 года отправляется с мужем в Жадовскую Пустынь, где прикладывается к Чудотворной иконе и тот час получает исцеление. Это чудесное исцеление было зафиксировано в документах симбирской Духовной Консистории.

Если же продолжить рассказ о чудесах, произошедших по милости Царицы Небесной у Ее Чудотворного образа, то следует описать из них следующие:

- Священник с. Беклемишева Карсунского уезда Константин Державин в своем рапорте на имя Преосвященного епископа Феодотия сообщил: " Дочь госпожи Сабаниной Анна Алексеевна Патрекеева, быв одержима сильною падучею болезнею, лишилась от оной языка, так, что не только не могла ничего говорить, но и язык сделался жесткий без всякого чувствия; почему и прибыли они в деревню Бутырки для излечения к лекарю г-ну Фридрицу, который более месяца продолжал употреблять свои средства, но успеха видно не было. Наконец, г-жа Сабанина, имея полную веру к Царице Небесной, дала обет Богу, что если Господь возвратит язык болящей в прошлое положение, то она немедленно пошлет за Образом Божией Матери в Жадовскую Пустынь. Желание матери по вере ея исполнилось, и больная после глубокого сна в скором времени начала говорить совершенно по-прежнему. Видя такое чудесное событие и приписывая это собственно Чудотворной Иконе Богоматери, она тот час послала за оной для совершения благодарственного молебствия ко Господу за столь великия милости".

Вот иные письменные сведения, сохранившиеся в архивах Симбирской епархии:

- "В 1847 году усердное желание имели крестьяне с. Озерки отслужить посреди деревни молебен с водоосвящением пред Чудотворною Иконою, а после сего принести в каждый дом Заступницу и окропить их святой водой. Желание их было исполнено. Напротив того самого дома, где служилось молебствие, находилась девятилетняя девочка по имени Ульяна Лазарева, которая от рождения своего была сиднем и никак не могла встать. Когда было окропление домов, то дали и ей приложиться к Иконе Божией Матери и окропили водой, после чего она вскоре заснула глубоким сном и когда проснулась, то вдруг встала сама и пошла вокруг лавки. Ныне же, хотя и чувствует иногда расслабление, но без помощи может ходить".

- "В одно время на озимый хлеб деревни Куракино, отстоящей от Пустыни в 20 верстах, напал земляной червь и так подъедал корни его, что после этого не было уже никакой надежды на урожай хлеба. Помещица этой деревни Елизавета Петровна Топорнина, узнав от своего управляющего о такой небесной казни, приказала в предотвращение ея воспользоваться всеми возможными средствами, но все они казались напрасными. Тогда Топорнина обратилась к другому средству, послав своих крестьян в Жадовскую Пустынь за явленною иконою Казанской Божией Матери, отслужила Ей молебен с водоосвящением, попросила обнести Ею поля с окроплением св. водою. И что же: сей червь, по милости Божией, уничтожился, и поля в тот год принесли отличный урожай. Обрадованная помещица завещала после сего брать Св. Икону из Жадовской Пустыни ежегодно и ежегодно же отправлять Божией Матери благодарственное молебствие с водоосвящением и обнесением Ея вокруг поля".

- "В 1847 году у крестьянина села Папузы Карсунского уезда Никифора Андреева отнялась левая рука. В скорби об этом горе он однажды долго раздумывал, как ему теперь добывать себе кусок хлеба и с этими мыслями уснул. В сонном видении явилась ему старица в убогом одеянии и говорит: " Сходи, Никифор, в Пустынь Жадовскую, отслужи иконе Казанской Божией Матери молебен и будешь здоров". Это было с 5-го числа на 6-е марта. Вставши по утру, крестьянин пересказал матери своей бывшее ему видение, и стал собираться в путь. Пришед 6-го числа в Пустынь, он просил отслужить молебен Божией Матери и в ночи же получает исцеление, начав действовать больною рукою как здоровою. Обрадованный крестьянин по утру рассказал всем в Пустыне о своем исцелении и с благоговейным чувством благодарности возвратился домой, славя и хваля Бога и Его Пречистую Матерь".

Рассказанные события ограничиваются сохранившимися письменными сказаниями о чудесах от Жадовской Иконы Божией Матери. Но сколько их было в различное время, не зафиксированных письмами и донесениями, - об этом сейчас можно лишь догадываться всякому, кто хоть раз испытал на себе чудодейственную помощь Царицы Небесной от Ее Чудотворного Образа.

Однако, вернемся к изложению истории святой Жадовской обители. Вступивший в управление Жадовской Пустынью в 1906 году иеромонах Каллист (Павлов) стал последним управляющим обителью до ее закрытия с наступлением правления в России богоборческой власти. С именем о. Каллиста связаны как годы полного расцвета монастыря, так и самые горькие и трагические события в этой некогда одной из самых почитаемых в Симбирской губернии обители. Один из образованнейших и уважаемых священнослужителей епархии, отец Каллист соединил в себе как образ доброго пастыря и чадолюбивого отца для братии, так и смиренного крестоносителя и непоколебимого исповедника веры православной во время лихолетья. Именно поэтому следует более подробно описать жизненный путь этого, воистину, подвижника благочестия и верного служителя Церкви Христовой.

Архимандрит Каллист (в миру Константин Егорович Павлов), сын крестьянина Казанской губернии, родился в 1861 году в д. Тиуш Ядренского уезда Казанской губернии. По окончании курса учения в Казанской учительской семинарии с 1 октября 1880 года Константин Егорович назначен на должность сельского учителя в с. Киять Буинского уезда Симбирской губернии, где и состоял в этой должности до 12 февраля 1889 года. Во время прохождения служения в учительской должности, за усердное исполнение служебных обязанностей и обучение мальчиков церковному хоровому пению ежегодно, по представлению училищного начальства, получал от Земства и Министерства Народного Просвещения денежную награду. Одновременно с исполнением обязанностей сельского учителя был домашним учителем детей симбирского губернатора действительного статского советника Н. П. Долгово-Сабурова в его имении в том же с. Киять.

Управляющий Пустынью (с 1906 по 1930 г.) архимандрит Каллист (1861 - 1930?) Ульяновск
Управляющий Пустынью (с 1906 по 1930 г.)
архимандрит Каллист (1861 - 1930?)

31 октября 1886 года указом Симбирской Духовной Консистории определен сверхштатным псаломщиком к Богоявленской церкви села Киять Буинского уезда. 12 декабря 1888 года симбирским епархиальным начальством по приготовлении и сдаче экзамена был принят в духовное звание. 12 февраля 1889 года Его Преосвященством, Преосвященным Варсонофием, епископом Симбирским и Сызранским, рукоположен во священника к Успенской церкви, что в Детском Симбирского Губернского Попечительства Приюте учреждения Императрицы Марии, где состоял в должности законоучителя и учителя. К этому времени о. Константин овдовел.

Вероятно, мирская жизнь начала тяготить батюшку. 18 марта 1901 года о. Константин был пострижен в монашество в Жадовской Пустыни с наречением имени Каллист в честь мученика Амморейского. Новопостриженному иеромонаху доверили управление экономической деятельностью монастыря, назначив на должность казначея, а также исправление обязанностей делопроизводителя. Усердие о. Каллиста в заботах о благолепии обители были отмечены церковноначалием. В 1905 году Святейшим Синодом он был награжден наперсным крестом.

После почисления на покой архимандрита Макария, о. Каллист, который приобрел заслуженный авторитет и любовь братии обители, был назначен на должность управляющего Жадовской Пустынью. Управляющим монастырем о. Каллист был до 1930 года.

21 мая 1912 года батюшка был возведен в сан архимандрита. На него, как на опытного духовного наставника и заботливого попечителя о благе Церкви, были возложены обязанности благочинного женских монастырей Сызранского уезда. Всеобщая любовь и уважение к о. Каллисту как ревностному пастырю и искреннему молитвеннику наглядно видны в единственном сохранившемся до наших дней письме на имя отца архимандрита от игуменьи одного из женских монастырей Арсении, которая просит, чтобы батюшка самолично совершил постриг послушниц ее обители, "желая придать совершению сего обряда глубоко умилительный и торжественный характер, чем именно и отличается совершаемое Вами". А сколько теплоты и заботы ощущается в словах, завершающих это письмо! " Смиренно повергаюсь к стопам Вашим, испрашивая Вашего благословения и святых молитв, и благоговейно лобзаю Вашу благословляющую десницу. Молитвенно желаю - да продлит Господь Вашу жизнь и подкрепит Ваши душевные и телесные силы к дальнейшему служению и прохождению тернистого пути - на благо Св. Его Церкви и на пользу Вашим пасомым на много - много лет". Отец Каллист заканчивал шестой десяток лет своего земного бытия, и силы ему нужны были немалые - для хождения по истинно тернистому пути. Письмо датировано 1920 - м годом. Но силы управляющего Пустынью подкреплялись самым главным - предстательством и заступничеством Царицы Небесной, пред чьим святым чудотворным образом о. Каллист молился постоянно, к Чьей помощи прибегал и на Которую все упование свое возлагал.

Архимандрит Каллист с пустынскими собратьями (фотография начала XX века) Ульяновск
Архимандрит Каллист с пустынскими собратьями
(фотография начала XX века)

Именно служению Богородице, прославленной в Своей Чудотворной Жадовской Казанской иконе, посвятил свою жизнь в обители отец архимандрит.

Братия Богородице - Казанской Жадовской обители (фотогрфия начала 1910-х годов) Ульяновск
Братия Богородице - Казанской Жадовской обители (фотогрфия начала 1910-х годов)

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz