Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

ЖАДОВСКАЯ ГОЛГОФА

К началу 1930 года в бывшей Жадовской Пустыни из монашествующих оставалось лишь три человека: архимандрит Каллист, иеромонах Аркадий и иеромонах Дамаскин. Судьба остальных насельников не известна. Вероятнее всего их постигла участь многих тысяч священнослужителей Православной Русской Церкви тех времен - ссылки, расстрелы, концлагеря и высылка.

До последних дней существования бывшей обители в ней изливалась молитва, призывалось имя Божие, в ней окормлялись страдавшие от духовного голода и притеснений за веру православные. Но каждый день братия Пустыни ожидала своей окончательной участи - понимали отцы духовные, что не оставит их в покое богоборческая власть.

Весной 1930 года все оставшиеся при Казанском Жадовском храме священномонахи были арестованы. 15 марта того года помещены в Сызранский домзак (дом для заключенных):
  • архимандрит Каллист (Павлов Константин Егорович), 1861 года рождения, уроженец Казанской губернии, бывший управляющий Жадовской Пустынью, в последнее время - священнослужитель Казанского храма, что при с. Ушаковка и с. Новая Деревня.
  • иеромонах Аркадий (Фокин Аркадий Киреевич), 1894 года рождения, из крестьян с. Силаевки Барышского р-на, с 1901 по 1922 бывший послушником в Жадовском монастыре, в 1922 году постриженный в монашество, в 1927 году рукоположенный в иеромонаха.
  • иеромонах Дамаскин (Аристов Дмитрий Герасимович), 1875 года рождения, в 1891 году постриженный в монашество в Валаамском монастыре, затем переведенный в Алатырский монастырь, в 1914 году бывший насельником Симбирского Покровского монастыря, в 1917 году переведенный в Жадовскую Пустынь.
Всем арестованным были предъявлены обвинения в контрреволюционной деятельности и работе по подрыву зарождающегося колхозного движения. Следствие велось недолго. Уже 2 апреля того же года Сызранским Окружным отделом ОГПУ было вынесено обвинительное заключение, а 10 апреля на заседании тройки при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю по уголовному делу №2565/507 был вынесен приговор всем находящимся под стражей. Руководствуясь ст. 58-10 УК РСФСР были приговорены:
  • Павлов Константин Егорович - к заключению в концлагерь на пять лет с заменой на высылку на тот же срок,
  • Фокин Аркадий Киреевич - к заключению в концлагерь на три года,
  • Аристов Дмитрий Герасимович - к заключению в концлагерь на три года.
В официальных документах сказано: " Сведений о дальнейшей судьбе нет". Все осужденные священнослужители были полностью реабилитированы 16 октября 1989 года.

Однако, до сих пор в самой Жадовке и в окрестных деревнях ходят упорные слухи о том, что всех монахов расстреляли, что суд был фиктивным, что якобы на территории монастыря есть даже общее захоронение расстрелянных священнослужителей. Но слухи и молва ими и остаются... Никаких документальных сведений, подтверждающих такой трагический исход дела, не было найдено.

о все же... Даже в самом уголовном деле много остается неясного. Например, постановление об аресте духовенства бывшей Жадовской обители было выписано 15 марта 1930 г. В самом же деле есть интересный документ. Это акт от 10 марта 1930 г., написанный местным оперуполномоченным. В нем сказано, что из окрестных деревень в бывший монастырь прибыло около двухсот человек "и требовали вернуть попов" к этому дню тайно арестованных, был бунт, собравшиеся хотели открыть церковь, но им этого сделать не дали. Тогда же был арестован и церковный староста Иван Михайлович Авдеев.

Оказывается, что отца Каллиста с братией не стало в монастыре еще за неделю до постановления об аресте. Зачем всемогущей власти ОГПУ было подтасовывать даты? Зачем выписывать ордер на арест 15 марта, если всех арестовали еще до 10 числа? Что за щепетильность? Или это желание что-то скрыть? Что именно? Может быть, народная молва имеет под собой какую-то почву? Остается только догадываться…

Одно несомненно - верующий народ не испугался, выступил в защиту духовенства. И в какое время! Воистину - православный дух нельзя сломить ничем. Но зачем верующие хотели попасть в храм? Что они хотели в нем увидеть - не арестованных же священников? Ответ прост - верующие хотели убедиться, что в закрытом и опечатанном храме находится Чудотворная Жадовская икона. За что арестовали старика - церковного старосту Авдеева? Чем он провинился, - ведь в материалах дела не говорится о том, что он был среди организаторов бунта? Арестовали его именно за то, что Святой Иконы в храме не было. Не было ее и у "представителей закона". Не было ее в Пустыни и в момент ареста отца архимандрита и братии. Власть неистовствовала. Икона исчезла бесследно...

Так же бесследно исчезли в застенках ОГПУ и последние насельники бывшей Богородице-Казанской Жадовской Пустыни. Не стало и самого монастыря. Все храмы были разрушены, святой источник засыпали, каменные стены, ограждавшие обитель, разобрали, сохранившиеся два братских корпуса переделали под общежитие... На территории бывшего монастыря, на месте разрушенного храма, устроили зернохранилище, в гостиничном корпусе разместился магазин. В братских корпусах устроили общежитие и хозяйство Жадовского совхоза - техникума. Обители не стало...

Потом, спустя годы, в деревнях рядом с Жадовкой поселились несколько стариков-монахов. О них известно, что были они раньше насельниками Жадовской Пустыни. Могилы их сейчас весьма посещаемы боголюбивым народом. Кто они, что пережили за свою долгую жизнь? Знают православные местные жители лишь их имена. В нескольких километрах от Жадовки, в глухом урочище, в 40-50 года поселились еще несколько старцев монахов. Вырыли землянку-келию, оградили родник. Там, в тиши, и окончили свой земной путь. О них не известно ничего. Сейчас лишь заросшие холмики их могил, да ямы на месте землянок напоминают о пребывании здесь иноков-молитвенников. Были ли они связаны с монастырем, хотели ли окончить свое земное бытие рядом с местом своего прежнего монашеского обитания, вручали ли себя под покров Царицы Небесной невдалеке от разоренной обители, посвященной явлению Ее чудотворного образа? Вероятно, что так.

Царствие им Небесное и вечная наша память!

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz