Home Page A.Skala
Нажмите здесь чтобы оставить закладку
 
 

ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА

Чудотворный Жадовский Казанский Образ Пресвятой Богородицы (современный вид) Ульяновск
Чудотворный Жадовский Казанский
Образ Пресвятой Богородицы
(современный вид)

Как же уцелела святыня в годы лютых гонений, как убереглась от хищников - святотатцев? Кого благословила Пресвятая Богородица хранить Свой Чудотворный образ почти шестьдесят лет?

История сохранения и обретения Иконы воистину украшена подвижничеством и преданной верностью причастных к ней чад Православной Церкви. Для подробного рассказа о событиях, связанных с этой историей необходимо вспомнить 1930 год - время разорения Жадовской Пустыни.

За несколько дней до приезда в обитель сотрудников ОГПУ и НКВД, арестовавших оставшихся монахов и закрывших монастырь, управляющий Пустынью архимандрит Каллист был тайно оповещен о грядущих событиях. Кто-то из кругов, близких к фискальным органам, желая предупредить духовенство бывшей Жадовской обители и тем сохранить им жизни, рискнул собой и передал управляющему жуткое известие. Отец Каллист, безусловно, знал, что в первую очередь будут искать богоборцы - охота за Чудотворной велась ими давно. Призвав к себе оставшихся из братии иеромонахов Аркадия и Дамаскина, он сообщил им свое решение: отдать властям все сохранившиеся в храме ценности, ни о чем не сожалеть и ничего не пытаться сохранить - все равно сила будет на стороне пришельцев. Одно необходимо было сделать - спрятать и уберечь Чудотворную! Любыми способами. Себя братия решила предать воле Божией.

Икону тайно вынули из киота и из драгоценного оклада. Вместо нее был помещен иной, подобный по размерам, образ с тем, чтобы отсутствие подлинника не сразу бросилось разорителям в глаза. Архимандрит Каллист решил передать Икону на сохранение своему духовному чаду - бывшему земскому врачу Сергею Алексеевичу Архарову, в то время работавшему врачом на суконной фабрике в рабочем поселке им. Ленина (рядом с Жадовкой). Святой образ был завернут в епитрахиль и Архаров тайно, за пазухой, вынес Чудотворную из обители. Так святыня, более двухсот лет почитаемая и известная практически во всей Руси великой, оставила посвященный ей монастырь.

ома С. А. Архаров закрыл Чудотворную жестяным литографическим образом Казанской Богородицы и поместил среди прочих икон в красном углу. Святой образ стал простой недорогой иконой. Обнаружив же подмену в монастыре, чекисты изъяли ризу из киота, а образ, заменивший Чудотворную, выбросили во дворе храма. Его подобрал и долго хранил у себя один из послушников монастыря, проживавший потом в с. Силаевка Барышского района.

У Архарова Икона хранилась недолго. Во время начавшейся новой волны репрессий в конце 30-х годов поволжская интеллигенция была обвинена в контрреволюционном заговоре. Ожидая ареста, Архаров попросил мать своей супруги, которая проживала вместе с ними, в случае взятия его под стражу, отдать Чудотворную в надежные руки - Николаю Алексеевичу Ираклионову, работавшему тогда бухгалтером на лесопильном заводе в поселке Барышского мясокомбината.

Архарова действительно вскоре арестовали, а Чудотворную по его указанию передали Н.А. Ираклионову. У него Икона и хранилась до начала 80-х годов. Будучи к тому времени уже в достаточно преклонном возрасте, Николай Алексеевич начал задумываться, кому передать святыню, чьей заботе доверить дальнейшее хранение Чудотворной Жадовской иконы. Времена для Церкви оставались сложными, а поэтому и доверить великую тайну Святого Образа можно было лишь тому, в ком не было бы ни малейших сомнений. В это время супруга Ираклионова и его двоюродный брат познакомились с молодым, только что назначенным на должность настоятеля Никольского храма с. Оськино Инзенского района, священником Николаем Тимофеевичем Шитовым. Будучи прихожанкой этого храма, женщина посоветовала супругу обратиться к отцу Николаю, а перед своей кончиной просила Ираклионова передать икону только этому молодому батюшке. Николай Алексеевич стал чаще посещать Никольский храм, ближе познакомился с отцом Николаем, и, убедившись в его благочестии и надежности, открылся ему и сообщил о своем решении передать Святую Икону на батюшкино попечение. Ираклионовым было высказано только одно условие: о. Николай должен был изготовить ризу для Чудотворной, для чего он принес батюшке прорись Образа на кальке). А также, перед тем, как Икона будет передана священнику, тот должен отслужить перед ней дома у Николая Алексеевича молебен с водосвятием. Риза была изготовлена, и о. Николай, придя в дом Ираклионова, впервые увидел Чудотворный лик Пресвятой Богородицы.

Был отслужен молебен, на Икону надели новую ризу, и бывший хранитель Чудотворной, со слезами простившись со святыней, передал ее в руки о. Николая Шитова. До последних дней своей жизни Н.А. Ираклионов приходил в дом отца Николая помолиться перед Святым Образом. С батюшки же старик взял слово перед Чудотворной, что Икона будет храниться у него в тайне до открытия монастыря - надежда на это была жива всегда. Более десяти лет святыня хранилась у о. Николая дома в его молельне. Все домашние - матушка, трое детей, - знали, что за Икона находится в их жилище. Но никто из них никогда и никому, помня обет о. Николая, не сказал об этом ни слова.

На протяжении нескольких лет, часто служа в храме с. Оськино, Преосвященный владыка Прокл бывал в гостях у отца Николая. Посещая домашнюю молельню батюшки, епископ симбирский обращал внимание и на простенькую старинную иконку Казанской Богородицы, стоящую на самом почетном месте. Однако о. Николай, помня свое обещание Ираклионову, не открыл владыке Проклу историю этого образа. Какое же чувство ответственности было у отца Николая, когда у него дома в беседах с епископом Проклом не раз обсуждалось прошлое и будущее Жадовской обители, и с великой печалью архипастырь воздыхал об утраченной Чудотворной Святыне, а он не смел открыть владыке, что Образ находится совсем рядом - за стеной молельни!

ь после того, как Священным Синодом было дано благословение на открытие Жадовской обители, отец Николай Шитов поведал епископу Проклу о сохранении и месте нахождения Чудотворной Жадовской Казанской иконы Богоматери.

1 мая 1997 года в дом протоиерея Николая Шитова прибыла Комиссия епархиального управления для составления акта передачи и описания вновь явленной Святыни. В состав комиссии под председательством епископа Ульяновского и Мелекесского Прокла вошли члены Епархиального Совета протоиерей Борис Крыжин, протоиерей Николай Шитов, игумен Антоний (Соколов), протодиакон Алексий Скала, а также священник Илья Григорьев и иеромонах Иоасаф (Родионов). Протодиаконом Алексием Скала было составлено подробное описание обретенного Образа и написан текст Акта освидетельствования Иконы.

2 мая духовенство во главе с архипастырем прибыло в Никольский храм с. Оськино. Туда же была доставлена и обретенная Икона. Так случилось, что именно в этот день на Пасхальной Светлой седмице совершалось празднование иконы "Живоносный источник" - той самой иконы, которой был посвящен храм на святом источнике в Жадовской Пустыне. Трудно было не усмотреть в этом благословение Самой Богородицы и усугубление радости от второго обретения Жадовской Святыни.

Перед началом Литургии Икона была положена на Св. Престол и в алтаре был зачитан акт об обретении Святыни. Духовенством Образ был освидетельствован, а затем сослужащими архиерею членами епархиальной Комиссии был подписан "Акт освидетельствования иконы Казанской Богородицы". В нем, в частности, было сказано: "Исходя из вышеприведенного описания представленного к освидетельствованию образа, опираясь на имеющиеся описания Казанской иконы Божией Матери из Жадовской обители Симбирской епархии, составленные в прошлом веке, принимая во внимание многочисленные характерные особенности освидетельствуемого образа, изучив в подробностях историю сохранения сего образа с момента изнесения его из ликвидируемой обители до сего дня, мы с радостью и благодарностью Подателю всех благ Господу и Его Пречистой Матери свидетельствуем:

представленный к освидетельствованию образ есть истинная Чудотворная икона Казанской Божией Матери, издревле почитаемая в Симбирске и Симбирской губернии, находившаяся в Богородице-Казанской Жадовской пустыне до момента ее закрытия и по милости Божией сохранившаяся до сего времени и ныне, по воле Господней, нами обретенная.
С гордостью велией свидетельствуем об этом и пред вновь обретенным Образом Пречистой Девы с умилением восклицаем:
"Пресвятая Богородице, спаси нас!".

Второе обретение и освидетельствование Чудотворной Казанской Жадовской иконы Божией Матери Ульяновск
Второе обретение и освидетельствование Чудотворной
Казанской Жадовской иконы Божией Матери

Вновь обретенную святыню поместили в специально изготовленный киот, который затем установили на горнем месте. После совершения Божественной Литургии был отслужен молебен пред Чудотворной и ее обнесли Крестным ходом вокруг храма. Со слезами радости многочисленные православные верующие прикладывались к обретенной Иконе, прося у Царицы Небесной спасения и благодаря Ее за явленную к народу Божьему милость.

После крестного хода у Свято-Никольского храма с. Оськино в день обретения<br>чудотворного образа 2 мая 1997 года Ульяновск
После крестного хода у Свято-Никольского храма с. Оськино в день обретения
чудотворного образа 2 мая 1997 года

Через несколько часов кортеж автомобилей двинулся из с. Оськино в Ульяновск. В машине Преосвященного владыки Прокла в древний Симбирск ровно через семьдесят лет после последнего посещения этого града (вновь Промысел Божий!) направилась Чудотворная Жадовская Икона.

По пути следования кортежа была сделана остановка в храме с. Прислониха, где в присутствии многосотенного собравшегося народа был отслужен молебен. И вновь - дорога в Ульяновск. А в это время город ожидал прибытия святыни. У Воскресенского храма собрались тысячи православных симбирян. Из Неопалимовского кафедрального собора, из других храмов города с хоругвями и иконами вышли в сретение Заступницы духовенство и верующие. Радость и волнующее ожидание было таким, будто сама Пречистая направляется к своему народу!

Вот показались автомашины, и, спустя несколько мгновений, Чудотворный Лик был явлен ожидающим его симбирянам. Как вздох, как дуновение благодатного эфира над многотысячной толпой пронеслось: "Пресвятая Владычице, спаси нас!". Икону приняли на руки старшие священники, и Крестный ход двинулся к кафедральному собору. В среде хода, в окружении народа Божия, в клубах благовония кадильного была несена Икона Заступницы Усердной, и, верилось, что милость Пречистой Богородицы вновь была с этим покинутым Ею семь десятилетий назад градом и его людьми.

В ознаменование радостного и благодатного дня второго обретения Чудотворной Иконы Жадовской Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил совершать память сего события ежегодно 2 мая по новому стилю. "Да источаются и впредь милости и предстательство Царицы Небесной от Ея Чудотворного образа, обретенного вновь", - писал Святейший Преосвященному симбирскому архипастырю.

Вернуться в начало сайта >

Содержание книги:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz