Home Page A.Skala
 
 

История епархии:
после 1989 года

История епархии до 1917 года
История епарихии 1917 - 1989 г.г.

14 сентября 1989 постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия. Епископом Ульяновским и Мелекесским был назначен викарий Ленинградской епархии епископ Тихвинский Прокл.

30 октября 1989 года в город прибыл первый после тридцатилетнего перерыва ульяновский архипастырь.

1 ноября епископ Прокл совершил молебен в кафедральном храме Ульяновска - церкви в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Это было не первое богослужение владыки на ульяновской земле. В 1988 году по приглашению архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна он принимал участие в торжествах посвященных 1000-летию Крещения Руси.

После молебна епископа Прокла приветствовал секретарь Ульяновского епархиального управления, настоятель храма игумен Никон (Васюков). Год спустя, по возведении в сан архимандрита, отец Никон был рукоположен во епископа Уфимского и Стерлитамакского.

Первые поездки по епархии архипастыря дали точное представление о состоянии церковных дел в Ульяновской области. Ставший "большевистским вифлеемом", Ульяновск превратился во истину в "Родину Ленина - город атеизма". В городе, в котором до революции было около тридцати храмов и два монастыря, осталось лишь две действующие церкви - Неопалимовская и Воскресенская на старом городском кладбище. Монастырей не стало ни в городе, ни в епархии. И если в других областях можно было хоть что-то восстановить, то Ульяновской такой возможности не было - все храмы и, как тогда говорили, "культовые строения" в городе были подчистую разрушены. Осталось лишь два храма, в которых богослужения не совершались. Первое - бывший Германовский собор, с которого были снесены маковки и кресты, разрушена колокольня, а вместо нее к обезображенному зданию было пристроена четырехэтажная "коробка" из силикатного кирпича - до сих пор епархии не возвращено. В этом здании расположился областной архив. В алтаре храма - читальный зал, а на горнем месте до недавнего времени красовался бюст "вождя мирового пролетариата". Его убрали после того, как он сам свергся с деревянного постамента. Второе здание - полуразрушенное здание Христорождественского храма в пригороде - пос. Мостовая. Этот храм восстановлен и в нем ведутся богослужения.

В епархии, в которой в 1914 году насчитывалось около 890 приходов, в 1989 году действовало лишь девять. Все было буквально разорено.

Первые полтора года пребывания в Ульяновске епископ Прокл прожил на девятом этаже гостиницы "Венец" - жилье архиерею предоставлять отказывались по причине того, что у владыки была однокомнатная квартира в Ленинграде. Разницы между личным жильем и служебным старались не видеть.

Епархиальное управление сначала находилось в подвальном помещении Неопалимовского храма. В комнатушке три на четыре метра разместились архиерей, секретарь епархии и бухгалтер. Лишь через год епархии было передано старое деревянное здание радом с храмом, ранее ему и принадлежавшее.

Между руководством епархии и местной властью отношения складывались не весьма конструктивные. "Заповедник большевизма" в лице старых руководителей - коммунистов встретил новое церковное руководство если не откровенно враждебно, то весьма прохладно. Жизненно важные вопросы становления и буквального возрождения епархии решались из рук вон плохо, даже не смотря на то, что во всей стране в это время шел настоящий бум церковного ренессанса. И если, согласно всех законов, Церковь отделена от государства (де-юре), то государство от Церкви (де-факто) не отделено. И речь идет не о налогах, сборах и отчислениях в государственные фонды и казначейства. Сама по себе Церковь, находящаяся в пределах государства, не в состоянии самостоятельно, без участия этого самого государства, решать возникающие перед ней проблемы. Церковь, хотим мы того или нет, зависима от государства.

И здесь очень важно для всех осознать, что Церковь это не ее иерархия, не конкретные священнослужители и личности, а огромная общность православного народа, которая и составляет эту самую Церковь. Вот тогда и забота государства о Церкви приобретет новый, верный смысл - попечение о верующих гражданах этого государства. Увы, в Ульяновской области еще далеко до понимания этого важного принципа.

Шло время. Исполнилось десять лет со дня восстановления самостоятельного управления Ульяновской епархией. И если говорить о достижениях в вопросе возрождения епархии, то говорить о них следует в контексте не "благодаря", а, скорее, "вопреки". Именно вопреки иногда искусственным препонам, нежеланию решать вопросы жизнедеятельности приходов на местном управленческом уровне, обособления власти от животрепещущих проблем церкви симбирской трудами архипастыря и простых приходских священников епархия буквально воскресла. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в канун всяческих выборов на местном уровне появляется множество стремящихся во власть кандидатов, которые обещают сделать для Церкви все от них зависящее, и даже сверх этого. Однако, когда выборы проходят и о полученных благословениях уже заявлено, рвение истощается. Но иногда в предвыборное время удается хоть что-то сделать и "во славу Божию".

На конец 1999 года в Ульяновской епархии было зарегистрировано сто приходов. Из них действующих - 84. Остальные 16 обустраиваются и занимаются либо восстановлением, а в большинстве случаев - строительством храмов и молитвенных домов. Обычно восстанавливать нечего.

В самом Ульяновске богослужения совершаются в девяти храмах и одном молитвенном доме. Ведется строительство еще двух новых церквей. В Заволжском районе появился целый храмовый комплекс - во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. В городе действует национальный приход - чувашский Духосошественский храм, в котором богослужение ведется на чувашском языке.

В 1993 году возрождена Жадовская мужская обитель (в Барышском районе), и открыт новый женский монастырь - при Михаило- Архангельском храме в с. Комаровка (Ульяновский р-н).

В 1997 году вновь была обретена Чудотворная Жадовская икона Казанской Божией Матери.

В 1998 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Ульяновской епархии святого блаженного Андрея, Симбирского Христа ради юродивого, Чудотворца.

Епархия возрождается. Возрождается и вопреки, и благодаря… Трудное место, большие труды, истинное подвижничество…

Во время богослужений во всей епархии, без каких-либо на то директив и указаний, титул Ульяновского архиерея духовенством произносится "архиепископ Симбирский и Мелекесский". Так лучше.

История епархии до 1917 года
История епарихии 1917 - 1989 г.г.

Вернуться в начало


Разделы:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz