Home Page A.Skala

Когда вершатся чудеса

21 мая, в канун праздника летнего Николы, 170 российских паломников отправились в итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, и провели там пять незабываемых дней. Побывали в Италии и 10 ульяновцев: архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, священники, иеродьякон, монахини и миряне. Чартерный рейс организовал итало-российский фонд Святителя Николая, паломники оплатили только оформление виз. О том, как прошло это путешествие, рассказывает настоятель храма Всех Святых отец Алексий Скала.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

450-летие явления чуда Святителя Николая Чудотворца в нынешнем году отмечалось на Средневолжской земле. В году 1552-м полчища кубанских татар с Дикого поля, прежде нередко совершавшие набеги на земли будущей Симбирской губернии, осадили Промзино Городище (ныне Сурское). Изморенные люди решили сдаться, но кочевники вдруг побежали прочь. Удивленные промзинцы догнали одного: "Почему вы бежите?". Охваченный ужасом, воин не мог говорить и только показывал пальцем в сторону Промзина. Люди обернулись и увидели, что на Белой горе стоит старец высоченного роста, в одной руке держит меч, в другой - город, который он защищает. Рядом с ним был еще один воин - на коне. Промзинцы, узнав в старце Чудотворца Николая, а в юном воине - Ге оргия Победоносца, поднялись на гору и на месте видения увидели большую каменную икону Святителя, которая потом века ми хранилась в храме с. Промзино, а в 30-м году исчезла.

ИКОНА НАШЛАСЬ?

Настоятель рассказывает: - Икону Святителя Николая увезли. Предположительно, в Самару. Есть сведения, что ико ну нашли. Я написал еще перед Великим постом письмо на имя губернатора Шаманова с просьбой помочь вернуть икону в Сурское. Насколько я знаю, Владимир Анатольевич обратил ся к губернатору Самарской об ласти Титову с просьбой пере дать икону Симбирской епархии, и сейчас решается вопрос, как это сделать.

"ТОМВА DEL SANTO"

Святитель Николай скончался в 345 году, и долгое время его мощи хранились в малоазийском городе Миры Ликийские (церковь в котором и возглавлял многие годы святой), пока не были тайным образом увезены из гробницы в этом городе католиками-купцами в 1087 году в итальянский город Бари. Однако вскоре Миры Ликийские были захвачены арабами мусульманами, которые разрушили много православных святынь. А мощи Святителя Николая, которые были вывезены, остались невредимыми. Так что можно в этом случае говорить и о провидении Божием.

Гробница Святителя и Чудотворца Николая в крипте базилики в г. Бари, Италия. Ульяновская епархия
Гробница Святителя и Чудотворца Николая
в крипте базилики в г. Бари, Италия

В 345 году мощи начали мироточить. И поначалу источалось столько много мира, что мощи плавали в нем, а плоть стала растворяться. И когда мощи привезли в Бари, они представляли собой только косточки. Католики боялись, что православные захотят вернуть святыню. Они построили большой храм - базилику, мощи поместили в подпол (крипту) под храмом, в мраморный саркофаг, а сверху построили мраморный же престол. В передней части престола есть небольшая ниша, а в ней отверстие - доступ к мощам. Открывается оно раз в год: в день праздника Святителя Николая монахи-доминиканцы набирают от мощей мира (от праздника к празднику его скапливается около 120 граммов). Вокруг гробницы до самого потолка устроена кованая металлическая ограда-клетка. Подойти просто так к мощам нельзя.

Интересно отношение самих католиков к Святителю Николаю. Около гробницы находится табличка, на которой написано не "гробница святого Николая", а "tomba delsanto" - "гроб святого". И все. Даже не написано, какого. Католики почитают Святого Николая как местночтимого святого. То есть произошла деканонизация. Западными христианами больше почитается статуя Николая, стоящая в базилике перед алтарем, нежели его мощи. Сама же статуя облачена все же не в католическое, а в греческое, православное, архиерейское одеяние.

- Я решил запечатлеть статую на видеопленку. Навожу объектив и вдруг вижу на груди статуи русские православные крест и панагию. Что такое? Оказалось, что когда наш симбирский архиерей был в первый раз у мощей Святителя Николая в декабре прошлого года, он подарил святому свои символы епископской власти. Католики все другие украшения со статуи сняли, а поместили на ней наши, симбирские, подношения.

ПАЛОМНИЧЕСТВО К МОЩАМ СВЯТОГО

За месяц до летнего Николы отцу Алексию позвонил владыка Прокл: "Отец Алексий, не хотите ли поехать на праздник к Святителю Николаю?" - "Куда, в Сурское?". - "Да нет, в Италию, в Бари". Я был ошеломлен - ведь даже мечтать о такой поездке я не мог. Да и просто паломничество к святыне было всегда очень затруднительно. Не каждому удавалось подойти к мощам, были ограничены сроки пребывания в Бари. И вот у нас появилась такая благая возможность с помощью фонда Святителя Николая съездить к одному из самых почитаемых на Руси святых.

- Конечная цель фонда, - рассказывает отец Алексий, - перенесение мощей Святителя Николая в Россию. Цель несколько дерзостная, дело это скорее политическое, чем духовное. Этой весной за счет фонда был отправлен второй паломнический рейс (первый был зимой). И сейчас невозможно передать то состояние, в котором я находился, когда мне предложили поехать к мощам святого, имя которого каждый день упоминаю в молитвах.

Паломники улетали в Италию 21 мая, а день праздника они были у святых мощей. - У меня, - продолжает рассказ отец Алексий, - многое связано с именем Святителя Николая. Прадед, расстрелянный в 37-м году за найденное у него Евангелие, был Николаем. Меня рукополагали в сан у престола Святителя Николая, свое первое служение совершал в Никольском кафедральном соборе в Санкт-Петербурге. Приход, где я крестился, был тоже Никольским. В нашем, Всесвятском храме, как и в санкт-петербургском Никольском, слева у алтаря находится икона Чудотворца с частицей его мощей. Именно в храме, где я настоятельствую, а не в каком ином храме епархии.

ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ

Чудеса начались уже в день поездки. В те пять дней, которые отец Алексий был в Бари, время для него как бы остановилось. И это не только в духовном, но и в самом прямом смысле: - Когда мы сели в автобус, который вез нас во Внуково, остановились мои механические часы. И пока я был в Италии, они не шли, хотя были заведены, и я с ними ничего не делал. Но когда я приехал в Ульяновск и сошел с поезда, они пошли сами по себе; Ну просто не стало временного отрезка.

РУССКАЯ БЕРЕЗКА В ИТАЛИИ

В шесть вечера 21 мая состоялось всенощное бдение в канун праздника в русском храме Святителя Николая, построенном более ста лет назад. Во время службы священники обходили вокруг храма. Представляете православных, священно-служителей среди пальм, мушмулы, инжира, кактусов? Как-то не вяжется это с привычными русскому православию пейзажами. Но перед самым алтарем, среди буйной тропической экзотики, растет тоненькая белоствольная русская березка - частица русской неумирающей природы и души. Утром паломники отправились в базилику.

- Те из моих прихожан, кто знал о том, что я поеду к святым мощам, передавали мне записки, чтобы я помолился за них. Служили мы непосредственно на гробнице с мощами Святителя Николая, а чугунное ограждение было как бы алтарем. И здесь возникало особое чувство, когда стоишь у святых мощей, держишь руки на гробнице, вынимаешь частицы о здравии и об упокоении из просфор, привезенных из Ульяновска и испеченных нашей тетей Машей, читаешь записки, всех поминаешь...

ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД

Священники отслужили у мощей Литургию и молебен, а 23 мая поехали в город Мотолло. Возле этого города находятся каменные пещерные храмы 8-10 веков. Там, еще до того как мощи Чудотворца были перевезены в находящийся в сорока километрах от этого места Бари, был устроен подземный храм Святителя Николая. В нем сохранились фрески, росписи, остатки жилых монашеских пещер. Паломники спускались в этот подземный город, молились, прославляли имя великого Святителя. Этот визит тоже оставил много впечатлений. Мэр города устроил пышный прием, что для наших было очень неожиданно. Но для итальянцев наш приезд был тоже радостью - мы стали первой православной паломнической группой в Мотоллу. Последний раз в этом храме IX века православное духовенство пело величание Святителю Николаю около 1000 лет назад - еще до того, как от Вселенского Православия откололась Западная Церковь.

Симбирские паломники у гробницы Святителя Николая. Рядом с архиепископом Проклом - священник Алексий Скала. Ульяновск
Симбирские паломники у гробницы Святителя Николая.
Рядом с архиепископом Проклом - священник Алексий Скала

КРЕСТНЫЙ ХОД

Четвертый день был днем Крестного хода. После обеда священники прибыли в русский храм, облачились и отправились ходом из русского храма в базилику Святителя Николая, неся на своих руках русский дар Чудотворцу - крест, сделанный из малахита, украшенный драгоценными камнями и серебром. Изготовлен крест уральскими умельцами на родине святого Симеона Верхотурского. Высотой около 80 сантиметров, он весит около ста килограммов. Это был, наверное, первый православный ход на итальянской земле.

Симбирское духовенство несет Русский Крест к базилике Святителя Николая. Ульяновская епархия
Симбирское духовенство несет
Русский Крест к базилике Святителя Николая

- Мы шли по городу, а на нас смотрели удивленные, изумленные и радостные жители Бари. Они не понимали, что происходит и кто мы - бородатые, здоровые, в невиданных ими облачениях. Идут, поют! Крест несут! А у нас опять внутреннее чувство неверия в происходящее. Мы идем Крестным ходом по католической Италии! Несем крест, чтобы установить его на гробницу Святителя Николая. Шли около полутора часов. Вначале духовенство менялось, все несли по пять минут. Когда же подошла очередь батюшек из Ульяновска... Мы же симбиряне! Взяли носилки на плечи, но разве кому отдадим?! Вот и несли мы крест вчетвером полтора километра до самой базилики. Нашими руками он и был внесен в крипту к гробнице Николая Чудотворца. Когда после водружения креста наши священники пели, итальянцы остановили свою службу. А потом просили, чтобы спели еще. Не слышали, видимо, католики еще силы молитвы православной!

- Расходиться потом, конечно, не хотелось. Мы купили себе открытки с иконой XIV века, которую мощам Святителя Николая подарил святой православный царь сербский Стефан Урош и находящейся непосредственно за гробницей. Освятили эти образки непосредственно на мощах. В ближайшее время я раздам их прихожанам как благословение от Святителя Николая.

ПРОЩАНИЕ

На пятый день, при прощании со Святителем Николаем, отец Алексий зажег у мощей свечи, которые привез с собой из Всесвятского симбирского храма. На последней службе около гробницы горели наши свечи, поставленные за наше здравие, за благополучие земли симбирской. Огоньки этих свечей стали символом пламенной молитвы к нему, святому Чудотворцу Николаю, изливаемой там, за тысячи километров отсюда, от его святых мощей -в далеком русском симбирском крае.