Home Page A.Skala
 
 

ДУШЕ МОЯ…

"Душе моя, душе моя! Восстань, что спишь? Конец приближается, и должна будешь смутиться. Воспряни же, да пощадит тебя Христос Бог".

Слова этого песнопения часто можно слышать в храмах в дни Великого Поста. Но задумываемся ЛИ мы должным образом над их смыслом, осознаем ли, к чему они призывают? Почему в это время всеобщего покаяния так часто Церковь напоминает нам о душе?

Уделим же должное время размышлениям об этом и мы. Начнем же со следующего.

Господь Бог, Творец всего сущего, даровал каждому из нас жизнь, призвав из небытия и благословив на вечность. Человек, но промыслу Божию, состоит из двух естеств, совершенно различных по природе и состоянию.

Внешнее естество есть тело материальное и видимое. Именно благодаря телу человек соприкасается с окружающим его миром, воздействует на него и является участником происходящих вокруг событий. Второе составляющее человека - это душа, часть невидимая и нематериальная, то, что наполняет тело, является внутренним естеством каждого из нас. Тело, называемое еще и плотью, есть как бы жилище, место пребывания души.

Из этих двух составных частей человека главенствующей, безусловно, является внутренняя, ибо не может жилище быть важнее живущего в нем.

Наша душа и есть та личность, которую каждый из нас называет *Я*. Она, соединенная духом жизни с плотью, и будет тем, что в нашей повседневности мы величаем человеком.

Но еще одно, самое главное, отличие внутреннего нашего естества от внешнего. Плоть наша смертна. В момент, когда жизнь-дух, соединяющий воедино душу и тело, по воле Создателя пресекается, и душа покидает тело, наша оболочка начинает незамедлительно разрушаться, ибо она не приспособлена к самостоятельному существованию. Душа же, напротив, оставляя данное Господом временное свое обиталище, продолжает существовать, ибо является вечной и, в отличии от всего материального, не подвластна тлению.

Творцом тела, по благословению Божию, является человек. По словам Всевышнего "плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1.28) мужчина и женщина в естественном браке производят новую плоть - тело своего ребенка. Но рожденное от людей человеком в полном смысле становится лишь после того, как Господь наделит его душою и "вдунет в лице его дыхание жизни" (Быт.2.7). Поэтому в момент смерти человека душа возвращается к своему Творцу, телесная же оболочка остается людям, которые и погребают ее, совершенно верно называя останками, ибо в гробе покоится лишь ничтожная оставшаяся часть человека. Смертное тело предают земле, и, спустя положенное время оно полностью растворяется в ней, ибо сказано:

"прах ты и в прах возвратишься"' (Быт. 3, 19).

Но сам человек, внутренняя наша личность, наше "Я", не умирает, а лишь лишается своей видимой оболочки - своей плоти - и продолжает жить, но уже незримо с точки зрения материального мира.

Все это случается с нами в конце земной жизни. Неописуемая радость и необычайное счастье общения с Творцом у нас еще впереди.

Ныне же мы с вами живем обычными человеческими заботами. Но нельзя забывать того, что все, что мы делаем сейчас, мы делаем подчас лишь только для своего тела. Мы едим, пьем, спим, трудимся. одеваемся, живем в браке, получаем чувственные наслаждения лишь потому, что это нужно нашей плоти. Именно так мы сотворены Богом. Господь наделил нас радостью чувств, подарил нам возможность любить, наслаждаться данным нам окружающим миром. Человеку предназначено быть счастливым на этой земле и постоянно ощущать на себе заботу и промысл Отца Небесного.

Но, угождая плоти, как часто мы переступаем границу разумного! Как часто, стремясь получить здесь и сейчас все радости земного бытия, мы забываем, что всего этого желает лишь наше тело. Мы кормим и пестуем его, ублажаем и доставляем удовольствия, не помышляя о том, что так мало заботы уделяем своей душе. Но ведь в человеке она является главенствующей. Она нуждается в гораздо большем внимании и уходе. Угождая плоти, мы угождаем тленному; забывая же о душе, мы забываем о вечном, чем приносим себе ни с чем не сравнимый вред. Грех всегда является следствием желания плоти, будь то прелюбодейство, пьянство, чревоугодие, лень, убийство, жажда наживы, стремление к роскоши или влечение к власти. Душе же ничего этого не нужно. Но каждое отступление от заповедей Божиих оставляет свой черный след на богозданной чистоте нашей души. И хотя тело иногда страдает от последствий наших грехопадений, куда более страшные испытания суждены душе человека-грешника. Получив и испытав во время жизни массу наслаждений, тело после кончины нашей исчезнет с лица земли, вечная же душа понесет весь груз наших грехов пред очи Высшего Судии. И горе, человеку, если чистота ее не будет восстановлена во время земного бытия!

Как же нам заботиться о своей душе? Наиважнейшее правило заключается в том, чтобы не допускать телу управлять человеком, а, соответственно и душою, так как слуга не бывает выше господина.

Как нам освободиться от последствий греха? Сказано в Писании: "Никого нет, чтобы пожил, и не согрешил". Все мы в той или иной степени нарушаем закон Божий. Но по милости Своей Господь дал нам возможность покаяния, чтобы мы, оплакивая согрешения наши, через исповедь получили прощение за свои грехопадения, тем самым избавляясь от невидимой, но такой ощутимой тяжести НА своей душе.

Как же сохранять душу свою в чистоте? Не позволять ей лениться. Помнить, что пищей души является пост, одеждой - молитва, наслаждением - следование воле Божией. И, радуясь дарованной нам Богом жизнью, любуясь восходом солнца, улыбаясь при виде протянутых к нам детских ручонок, испытывая счастье в общении с любимыми, будем чаще вспоминать и о той неземной радости, которую уготовал Господь нам в жизни вечной.

Помоги же нам, Владыко, быть ее достойными!

Священник Алексий Скала,
настоятель Всесвятского храма
Ульяновска.

...Cписок проповедей       Вернуться в начало

Разделы:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz