Home Page A.Skala
 
 

Паломничество

Этого дня мы с нетерпением ждали почти два месяца. И вот он настал. Наш теплоход "Одесса-Сонг" отчалил от пристани Одесского морского порта и взял курс к берегам Турции. Более 250 человек, исповедующих православие, отправились в первое за последние 80 лет паломническое путешествие к святыням Востока.

Мы боялись верить сами себе: становилась явью, казалось бы, несбыточная мечта Каждого христианина - посещение Святой Земли и других мест, известных лишь из Библии и по истории христианства. Однако промыслом Божиим нашим чаяниям суждено сбыться. 9 декабря 1993 года, в 17.00, началось путешествие, воспоминания о котором будут согревать душу всю оставшуюся нашу жизнь.

Среди паломников - большая группа из Молдовы во главе с митрополитом Кишиневским и Молдавским Владимиром, ульяновская делегация из восьми человек во главе с епископом Ульяновским и Мелекесским Проклом, паломники из Москвы, Киева, Одессы, Екатеринбурга, Курска и других мест. Всего на корабле кроме мирян находились более 60 священнослужителей.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

На следующий день, после полудня, наше судно подошло к берегам Турции. Корабль вошел в Босфорский пролив. Прибывшим с заснеженной Волги было удивительно наблюдать покрытые зеленью горы, возвышавшиеся справа и слева. Вспомнилась история Руси. Именно этим путем ходили в Царьград варяги, приплывали ладьи киевских князей, стремились ополченцы из белой гвардии.

Вскоре показались первые строения Стамбула - города, основанного в 330 году святым равноапостольным Константином и ставшим Новым Римом, столицей Восточной Римской империи. В честь своего венценосного основателя он носил имя Константинополь.

Корабль заходит в бухту Золотого Рога и пришвартовывается к берегу. Около восьмисот лет тому назад огромная цепь, натянутая над самой водой, от берега к берегу, преграждала нежеланным гостям вход в бухту... Начинается автобусная экскурсия по городу. Новый Рим, центр христианского православия, в 1204 году был разграблен и почти полностью сожжен крестоносцами во время их IV похода, лотом, в 1453 году, взят турками, которые переименовали город в Стамбул, сделали его столицей Османской империи.

Но и в настоящее время Стамбул дорог сердцу христианина. В нем уже 1600 лет находится кафедра Вселенского Константинопольского патриарха, который является первым в ряду православных первоиерархов. В городе сохранилось лишь несколько из сотен святых храмов, украшавших его в начале тысячелетия. С болью в сердце смотрим мы на переделанные под мечети величественные церкви св. Сергия и Вакха, св. Феодосия, св. Ирины. Не уцелел до наших дней и Влахернский храм, где хранилась Риза Пресвятой Богородицы и Нерукотворный образ Спасителя.

Наша колонна движется вдоль древних крепостных стен Константинополя, к самой почитаемой святыне Стамбула наших дней - Живоносному источнику.

У начала узкой улицы, круто поднимающейся вверх, покидаем автобусы - дальше они не пройдут. Поднимаясь выше и выше, оказываемся у небольших ворот в каменной ограде. Над входом - скромный православный крест. Мы на территории, где располагается Влахернский храм. Именно над этим храмом в Х веке было явление Пресвятой Богородицы, окруженной сонмом святых, распростершей свой покров над молящимися, взявшей православный люд под своё покровительство. В честь, этого события установлен великий праздник, особо чтимый на Руси. В честь Покрова Божьей Матери освящен и небольшой храм, расположенный здесь же. В нем-то и находится Живоносный источник. Сама Царица Небесная более тысячи лет назад указала на него, здесь была найдена Икона Пречистой такого же названия. Много чудес и исцелений получали и получают верующие от этого источника.

Входим в храм. Он скромен и уютен. Справа у алтаря - украшенный мраморными плитами источник. Кто-то начинает тихо петь тропарь праздника. Все подпевают и, как-то само собою, пение переходит в молебен. Со слезами на глазах нам вторит старенький местный священник. Он приносит ящик пустых полиэтиленовых фляжек. Мы с благоговением пьем святую воду, обмываем ею лица, набираем в принесенные сосуды - каждому хочется привезти живоносной влаги домой. К сожалению, нужно ехать дальше. Задерживаемся еще ненадолго, зажигаем свечи перед иконой Покрова, коленопреклонно молим Богородицу о здоровье, помощи и заступничестве для себя, родных и близких. С тихой радостью покидаем это святое место. Наш путь - к храму Святой Софии, Премудрости Божией.

Через пятнадцать минут - величественный силуэт на фоне темного неба. Размеры собора поражают. Сооружение венчает огромный, 36 метров в диаметре, купол. Недаром великая княгиня киевская Ольга, принявшая крещение в .этом храме от Константинопольского патриарха, сравнивала Царьградскую Софию с раем земным, а купол -с небом. Храм обращен турками в мечеть. По четырем углам собора высятся минареты, а над куполом - полумесяц. Пытались закрасить и заштукатурить древние фрески и мозаики внутри храма. Однако со временем святые лики вновь и вновь проступали сквозь покрывающий их слой. И ныне чудные изображения придают еще большее благолепие внутреннему убранству. Говорят, что именно это не позволило туркам использовать собор как мечеть. Сегодня здесь музей. И даже минареты, полумесяцы и новое название "Айя Софья" не мешают воспринимать храм как главный собор древней Православной Церкви, где проводились Вселенские соборы, откуда посылались священнослужители для крещения и Просвещения Руси и других стран, где хранились главные святыни христианского мира.

Мы покидаем Святую Софию. Заканчивается и шестичасовое пребывание в Стамбуле.

На следующий день, когда корабль находился в Мраморном море, в переоборудованном музыкальном салоне была освящена походная часовня. Установили иконы, подсвечники. Сюда во время всего путешествия паломники ежедневно собирались на молитвы и богослужения. В тот же день освятили и сама судно, а капитану вручили образ Святителя Николая - покровителя моряков. Установили его на капитанской рубке.

Путь продолжался через Дарданеллы, Эгейское и Средиземное моря - к берегам далекого Египта.

ЕГИПЕТ.

13 декабря после двухдневного морского перехода наш корабль причалил в египетском городе Порт-Саиде. От берега к судну подвели плавучий причал, состоящий из десятка железных понтонов с поручнями. И сразу же на этом временном мостике развернулся шумный восточный базар. Слышалась арабская речь вперемешку с исковерканными русскими словами, и темнокожие продавцы в длинных одеждах и с повязками на головах зазывали приехавших взглянуть на свой товар.

Перебравшись сквозь этот импровизированный рынок наплаву, мы вышли в город - таможни как таковой здесь не существует. Вид города, оказавшегося перед нашими глазами, непривычен и полон экзотики. Пальмовые аллеи, высокие кружевные белокаменные минареты, снующие по дороге и беспрерывно сигналящие машины, крики запряженных в маленькие повозки ослов, громкий полураспев мусульманских молитв из установленных в каждом магазине и лавке магнитофонов - все ново и необычно.

До начала экскурсии в столицу Египта Каир у нас оставалось несколько часов, поэтому решили походить по городу и, если удастся, посетить местные христианские общины.

Через полчаса наши надежды оправдались. Мы подошли к высокому зданию с куполом и небольшими колоннами, портик над которыми увенчан крестом. Это храм, принадлежащий Коптской церкви - одной из древних восточных православных церквей, одной из самых распространенных христианских церквей в Египте, где кроме нее еще осуществляет служение Александрийская патриархия.

Храм внутренне мало чем отличается от наших. Особенностью являются скамейки для сидения, установленные поперек всего храма. По обычаю Коптской церкви перед входом необходимо снять обувь. В храме мы приложились к частицам мощей св. великомученика Георгия Победоносца, в честь которого освящен престол апостола Марка - основателя Коптской церкви. В отличие от привычных нам ларцев, здесь мощи хранятся в специальных продолговатых подушках с кистями и бахромой по бокам. В ходе прогулки мы еще видели несколько храмов, принадлежащих коптам, однако они были закрыты, доступ туда возможен, в основном, во время богослужений. Ближе к полудню на автобусах отправились в Каир. Нас сопровождал автомобиль с шестью автоматчиками - на дороге опасно, часты вылазки террористов. За время движения нас останавливали на четырех армейских постах.

Каир поразил контрастами. Фешенебельные центральные кварталы и удручающая нищета окраин. Люди живут даже на старом кладбище, протянувшемся на несколько километров вдоль дороги, приспособив надгробные мазары под жилье.

Мы посетили пригород Каира, где расположен ансамбль пирамид фараонов Хеопса. Хефрена и Микерина, осмотрели знаменитого сфинкса, гуляли по вечерним улицам, наблюдали кипевшую вокруг непривычную нам жизнь.

Вернулись на корабль почти в полночь. Однако паломники спать не ложились - в 3 часа утра отправлялись к горе Синай. От Порт-Саида автобусы по отличному шоссе ехали сначала вдоль пальмовых рощ. И заботливо ухоженных полей, затем началась пустыня, где, кроме песчаных барханов, ничего не останавливало взгляд. Через пять часов пути на горизонте показались горные гряды и над ними - вершины гор Синай и Хорив. Это самая высокая точка Синайского полуострова. Но знаменита она не географическими особенностями. Именно сюда пришли израильтяне после своего выхода из Египта. На вершине Синая их предводителю пророку Моисею Богом был дан закон и две каменные плиты-скрижали с написанными на них десятью заповедями. Поэтому к горе, называемой нередко Божией, издревле стремились христиане, спасаясь от гонений. Именно здесь возникли первые христианские монастыри и скиты пустынножителей. Удивительно, что в окружающей бесконечной пустыне у самой горы раскинулись небольшие оазисы с пышной зеленью и плодоносящими деревьями. У подножия Синая находится один из древнейших христианских монастырей - обитель во имя великомученицы Екатерины. К ее мощам, хранящимся тут. и пришли в первую очередь паломники. Их встречали настоятель монастыря с братией. Каждому из прибывших, как благословение монастыря, подарили небольшой перстенек с монограммой имени Екатерины.

Нам рассказали об истории монастыря, о местной библиотеке, в которой хранятся даже манускрипты 3-4 веков. Показали лестницу из 3.100 ступеней, ведущую на вершину Синая, с небольшим храмом на ней. Путь на вершину, возносящуюся на 2.500 метров, можно преодолеть за 4-5 часов.

Именно на этой горе Моисею явился Господь и говорил пророку из горящего, но несгорающего куста - так называемой Неопалимой Купины. На этом святом месте растет куст, по преданию, разросшийся из корня той самой купины. Все камни на этом месте как бы пронизаны изображением горящего куста. Четкий рисунок черной ветки можно видеть как снаружи, так и внутри расколовшихся кусков гранита. Несколько камешков мы привезли с собой.

Много еще интересного на горе Закона. Страницы Святой Библии как бы оживали перед нашими глазами. Священная история становилась более близкой и осязаемой. На обратном пути в Порт-Саид паломники делились впечатлениями, вспоминая все новые и новые подробности. Около полуночи наш корабль вышел в море. Впереди - основная цель путешествия- Наш путь лежал к Святой Земле. Утром причалили в израильском порту Ашдод.

ИЕРУСАЛИМ

15 декабря наш корабль пришвартовался в израильском порту Ашдод. Нами овладело радостное ожидание скорой встречи со святынями Палестины. Согласно плану паломничества, мы должны были находиться на Святой Земле около двух суток. Однако "всякое доброе дело скорбям причастно". Поднявшиеся в 9 часов утра на борт судна израильские таможенники обнаружили в предоставленных для проверки документах какие-то неточности и запретили пассажирам покидать корабль. Лишь вмешательство представительств России, Украины и Молдовы в Израиле помогло решить вопрос нашего пребывания в этом государстве. Но время безвозвратно потеряно: разрешение сойти на берег получили лишь около пяти часов вечера. Пришлось отказаться от поездки в Назарет - самую дальнюю точку нашего путешествия по Святой Земле.

С Божьей помощью около семи часов вечера автобусы с паломниками выехали из Ашдода в Иерусалим. После многочасового напряжения и ожидания начало движения к заветной цели восприняли с неподдельной радостью. На протяжении всего двухчасового пути в автобусах звучали молитвы, коляды, духовные песнопения. Чем ближе подъезжали к Иерусалиму, тем чаще автобус то подымался вверх, то, сбавив скорость, спускался по вьющейся между почти отвесными склонами гор дороге. И вот после очередного поворота перед нами открылось чудное зрелище сверкающего тысячами огней, раскинувшегося на холмах древнего Города мира - так переводится арамейское слово Ершалайм (Иерусалим).

В едином духовном порыве все перекрестились - мы видели святой город, к которому сердцем и душой стремится каждый христианин- Вспомнились слова одной старенькой прихожанки, сказавшей мне перед отъездом:

"Отец Алексий! Как хотелось бы хоть на одну минуту перенестись в Иерусалим - ступить на его землю, поцеловать ее, перекреститься и -домой, умирать...". Я понимал ее в эту минуту.

Не доезжая до города, остановились в Горнем - здесь расположился русский женский Горненский монастырь. Поднимаемся по крутой дорожке до монастырских ворот, гостеприимно раскрывающихся перед нами. Территория монастыря довольно обширная. Монашеские кельи - небольшие каменные домики - расположились по всему монастырю. Нас встречает настоятельница - игуменья Георгия. Встреча теплая, радостная - матушку мы знаем еще по Петербургу, откуда она и прибыла сюда.

Монастырь находится на том месте, где жили Захария и Елисавета, где родился их сын - Иоанн, в будущем - Креститель Господень. А там, где встретила Елисавета Деву Марию, пришедшую из Назарета навестить ее, свою родственницу, сейчас стоит монастырский храм. "Благословенна ты среди всех женщин, и благословен плод чрева твоего!..." - так приветствовала Елисавета, ставшая матерью Предтечи Господня Иоанна, ту, которая вскоре стала Богородицей, родив миру Спасителя нашего Иисуса Христа.

Около храма - камень, на котором Иоанн Креститель произнес свою первую проповедь. После осмотра монастыря матушка Георгия на прощание дарит всем по образку. Отправляемся дальше. Въезжаем в Иерусалим.

Город прекрасен даже в темноте позднего вечера. Аккуратные каменные дома, много зелени, цветов. Но это - новый город, построенный в основном во второй половине нашего века. Все святыни и памятные места находятся в Старом городе. Останавливаемся около Русской Духовной миссии - представительства Московского Патриархата в Иерусалиме. Встречает нас заместитель начальника миссии отец Марк. В его сопровождении входим в храм миссии, где узнаем, что сегодня ночью - череда служения Русской церкви в храме Воскресения и нам предоставляется возможность совершить Святую Литургию и причаститься на Гробе Господнем. Это чудо! Радости нашей не было границ. Служба и приобщение Святых Тайн на месте воскресения Христова - что может быть благодатнее?! Так как с обеда никто из нас ничего не вкушал, то, прочитав положенное молитвенное правило, мы были готовы к служению Литургии, которая должна начаться в полночь. Нас провели в большой благолепный Троицкий собор возле миссии, где все духовенство и многие из мирян выслушали вместе уставные молитвы перед причастием. После этого автобусы отвезли нас к высоким крепостным стенам, окружающим Старый город. С благоговейным трепетом через Новые ворота входим в Святой Град.

Тихая теплая ночь. На узких, мощенных большими каменными плитами улицах - ни одного прохожего. Только россыпи ярких, по южному крупных звезд приветствовали наш вход в древний Иерусалим. Вскоре мы подошли к храму Воскресения Христова. Сердце замерло, уста беззвучно шепчут молитву. Вот она - святыня мира христианского!

Большой прямоугольный двор перед входом окружен каменными стенами самого храма. Входная дверь открыта, в середине - теплый свет свечей и лампад. Подхожу к стене храма, прошу благословения Господня ступить под эту святую сень.

Войдя, сразу видим Камень Помазания -большую мраморную плиту, на которой помазали благовониями мертвое тело Христово после снятия с Креста и перед положением во гроб. Над камнем - большие белые лампады. Прикладываемся к святыне, целуем чудно благоухающий камень, которого касалось тело Иисусово. Идем дальше... Большой полукруглый зал-апсида. Останавливаемся в безмолвии. Перед нами Кувуклия - часовня Гроба Господня. Нет ни слез радости, ни возгласов восхищения, ни других чувств, известных человеку. Душа как бы замерла, очистилась перед видом величайшей святыни, освободилась от всего суетного, земного... И только одна мысль; "Вот я, Господи!.. Благодарю тебя!". Если то, что мы испытали здесь, - блаженство, то теперь это чувство нам знакомо.

Не сразу вхожу в часовню. Как бы готовясь к встрече со святыней, ставлю привезенные восковые свечи на подстав перед Кувуклией, молюсь за родных, близких, знакомых, возжигаю свечу о здравии всех жертвователей, состоявшихся и будущих, на строительство Спасо-Вознесенского собора. Целый маленький костер из свечей...

Перекрестясь, с трепетом иду к Святому гробу.

Кувуклия построена над пещерой, где после распятия был погребен Христос. Она состоит как бы из двух частей - придела Ангела, где установлен камень, отваленный в ночь воскресения Ангелом от входа во Гроб, и самого Святого Гроба. Гроб Господень представляет собой небольшую пещеру, обложенную (много позже) изнутри мрамором, где справа находится каменная плита, на которую и положили обвернутое плащаницею тело Христово. Эта плита и есть сам Гроб Господень. Из придела Ангела ко Гробу - низкий полукруглый вход. Внутри Кувуклии сверху свешиваются десятки лампад, отчего в ней очень светло. Над Гробом - икона Воскресения Христова, свечи в подсвечниках, множество цветов.

Опускаюсь на колени перед местом, куда положили безжизненное тело Господа и с которого в третий день Христос восстал из мертвых. Руки касаются гладкого теплого мрамора. Из всех молитв в голове только одна: "Господи, помилуй... Господи, помилуй!.. Господи, помилуй?..."

Молясь у Гроба Господня, вдруг ясно понимаю, отчего место это называют духовной родиной всех христиан. Оно впервые увиденное - кажется уже давно известным и близким, родным. Сейчас, спустя время, душой овладевает тоска по Святыне. Безотчетно тянешься сердцем туда, ко Гробу. Да, это - Родина, святая Родина души христианской.

В половине первого пополуночи начинается Литургия. Жертвенником служит сам Гроб, а служба совершается на камне в приделе Ангела, над которым установлен престол. В самой Кувуклии могут находиться одновременно лишь десять человек - места там немного. Возглавляет службу митрополит Владимир, ему сослужат епископ Прокл и митрополит Фаворский Даниил - представитель Иерусалимского Патриарха. Остальное служащее духовенство - двумя рядами лицом друг к другу - у Кувуклии.

Перед Святым Причастием - исповедуемся. У часовни - трогательная сцена: батюшки, стоявшие справа от Гроба, подходят к священникам, стоящим слева, опускаются на колени, исповедуются, а те разрешают их от грехов. Затем - наоборот. Приобщаемся Святых Даров духовно обновленными.

После окончания Литургии хранитель Кувуклии вручает мне частицу камня Гроба Господня - благословение будущему Спасо-Вознесенскому кафедральному собору. С благоговением принимаю ее, благодарю Господа за эту милость.

После богослужений посещаем другие святыни храма. Но об этом нужно рассказать более подробно.

В начале IV века мать императора Константина Великого царица Елена нашла в Иерусалиме Честный Крест Господень. В то же время началось строительство храмов над Гробом Господним и Голгофою.

Впоследствии город неоднократно завоевывался турками-сельджуками, арабами и египтянами. Во время нашествий святыни разорялись, храмы рушились. В период крестовых походов, организованных католическими странами в ХI-XII вв. места, связанные с жизнью, крестными страданиями и Воскресением Господа, возвращены христианам.

Но от скалы, где располагался Гроб Господень, отсекли склоны, а оставшуюся часть, содержащую в себе сам Гроб, облицевали мраморными плитами и украсили каменной резьбой. Так была построена Кувуклия.

В 1808 г. храм Воскресения приобрел современный вид. В нем под одной крышей сосредоточены собор Воскресения, Кувуклия с Гробом Господним, храм Голгофы, придел Обретения Креста.

Голгофа расположена много выше Кувуклии - к ней ведут каменные ступени. На самом Лобном месте (по евр. - Голгофа) камни горы закрыты стеклом так, что их можно обозревать, а над отверстием, в котором был установлен Крест с распятым Спасителем, сооружен престол на четырех мраморных столбах. По здешнему обычаю каждый паломник должен опустить руку в это отверстие в горе. С благоговением опускаем туда наши нательные крестики, освящая их. За Голгофским престолом - большое Распятие, за ним - множество икон и лампад.

Посередине между Гробом Господним и престолов храма Воскресения - центр Вселенной или "Пуп Земли". Здесь, между местом страданий и смерти Христа (искупившего грехи человечества Своею кровью) и местом победы над смертью - воскресения Спасителя, установлен высокий полукруглый камень с крестообразной насечкой сверху.

В храме воскресения свои приделы и престолы имеют почти все христианские конфессии: православные, католики, армяне григориане, копты. Нет здесь только мест для служения протестантских церквей - они не признают истинности этих величайших святынь. В основном же храм Воскресения принадлежит Иерусалимской Православной Церкви.

Помолившись у всех святынь, покидаем благодатную сень. У выхода задерживаемся. На одной из колонн - глубокая трещина с оплавленными краями. Это весьма памятное место.

...На протяжении многих веков в Пасхальную ночь на Гроб Господень сходит Благодатный Огонь, в Страстную пятницу Кувуклия опечатывается - по подобию, как был опечатан камень, закрывающий вход в пещеру после погребения Христа. Запечатанной сия святыня остается до Пасхального крестного хода в ночь с субботы на воскресенье. После обхода Кувуклии Иерусалимский Патриарх в одном подсаккоснике (длинной белой рубахе, части архиерейского облачения), сняв печати, входит внутрь Кувуклии. Там он раскладывает на самом Гробе вату и, опустившись на колени, склонив голову, молится. Спустя время под куполом храма над Кувуклией появляются огненные сполохи, похожие на разряд статического электричества. На самом Гробе появляются как бы огненные разноцветные шарики, который Патриарх собирает вместе ватой. И вскоре вата на Гробе сама собой загорается. Это и есть Божественный Благодатный Огонь, сходящий на Гроб разе году (а православную Пасху). От загоревшейся ваты Патриарх возжигает два пучка свечей, по 33 в каждом, и через специальные отверстия в стене Кувуклии, в приделе Ангела, передает Огонь стоящим в храме богомольцам. Волной от Гроба возгораются свечи в руках многотысячной толпы, собравшейся на Пасхальное богослужение. В первые минуты возгоревшийся Огонь не жжет, его можно даже прикладывать к телу.

В одно время, когда армяне захватили право владеть Гробом Господним, глава армянской Григорианской Церкви, не пустив в храм Иерусалимского Патриарха, сам вошел в Пасхальную ночь в Кувуклию, чтобы получить Огонь. Однако ему это не удалось. Внезапно раздался гул, и будто молния вышла из колонны у входа в храм, где стоял Иерусалимский Патриарх, и зажгла в его руках свечи. С тех пор лишь глава Православной Иерусалимской Церкви бесспорно владеет правом получения Благодатного Огня, а треснувшая колонна напоминает о благоволении Божьем к святому Православию...

Храм Воскресения покидали в три часа ночи. Нам предложили переночевать в автобусах. однако мы упросили, чтобы нас отвезли на реку Иордан.

От Иерусалима до Иордана больше двух часов езды. В половине шестого утра остановились на берегу реки, где Иоанн крестил пришедшего к нему Христа.

Река неширокая - около 20-25 метров, во да прозрачная, быстрая. По берегам растут тростники и лоза, а чуть дальше - пальмовые рощи.

Обходим ограждения у берега и вскоре с пением тропаря: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи..." - паломники входят в святую реку. И хотя температура воды около 16-17 градусов, выходить не хотелось. Набрав речных камешков - чтобы раздать их как памятные подарки знакомым, садимся в автобусы и отправляемся в обратный путь.

Через несколько минут становимся свидетелями чудного зрелища - восходящее солнце розовыми лучами освещает высокую гору, возвышающуюся вдали. Это Фавор - место Преображения. На его вершине во время молитвы перед учениками Господь преобразился: лицом одежда Его стали белы как снег и сияли, как молния. И явились около Него два пророка "Моисей и Илия, и был голос Отца Присносущего с неба: "Это сын Мой возлюбленный. Его слушайте!".

В лучах восходящего светила на вершине Фавора белеет большое здание - таи, в монастыре. за весь мир молятся греческие монахи.

По пути осматриваем Галилейское озеро, где Христос призвал к Себе первых учеников и проповедовал, около которого явился апостолам после Своего Воскресения. В озере до сих пор водится рыба. Ее ловили во времена Христа, и сейчас называют "рыбой апостола Петра", бывшего когда-то здесь рыбаком.

По приезде в Иерусалим проходим по "Виа Долороза" - дороге страданий, повторяя Крестный путь Господа от места Его осуждения в доме первосвященника Каиафы до Голгофы. Весь-путь отмечен двенадцатью "станциями" - остановками Христа в страшном шествии. Вот здесь Христа бичевали, а на этом месте на Него возложили Крест. Около этой стены Господь упал под Своей тяжкой ношей, а у этого дома Спасителя встретила Его Пречистая Матерь. Вот здесь Христос вновь упал, и Крест заставили нести проходившего мимо крестьянина - Симона Киринеянина. Падая, Иисус оперся на камень стены дома - на этом месте небольшое углубление размером в ладонь, отполированное тысячами рук паломников.

Позже осмотрели Стену плача, состоящую из больших отесанных камней - все, что, осталось от великолепного храма Соломона. разрушенного в 70 году по Рождестве Христовом. Сегодня это место молений ортодоксальных иудеев-хасидов. У входа и выхода на площадь - вооруженные армейские посты с металлоискателями. К стене можно подойти, хоть она и ограждена. Условие - покрытая голова и спрятанный под одежду священнический крест. Несмотря на выполненные требования, молящиеся у стены иудеи косо поглядывают на служителей Христа, которого не приняли, они до сих пор ждут обещанного пророками Мессию...

После этого на автобусах выезжаем в Вифлеем. От Иерусалима до города, где родился Христос - семь километров.

Подъезжаем к храму Рождества. Он единственный сохранил свой облик со времен Константина Великого, ему более полутора тысяч лет. Вход называют "дверями смирения" - он высотой чуть больше метра, и входить в него нужно согнувшись. Сделано это было для того, чтобы воспрепятствовать завоевателям въезжать в храм на конях.

Спускаемся в вертеп - пещеру, где родился Богомладенец. На месте рождения Христа - большая серебряная звезда. С умилением опускаемся на колени, целуем ее. Пещера не обложена мрамором, лишь грубые ее камни обтянуты дорогой материей. Рядом - место яслей - кормушки для скота, куда Дева Мария, спеленав, положила на сено новорожденного Сына. "От избытка чувств глаголют уста" - около святого вертепа мы поем рождественские песнопения, колядки.

Возвращаемся в Иерусалим.

В Святом городе посещаем Марии-Магдалинскую женскую обитель, принадлежащую русской зарубежной Церкви, прикладываемся к мощам великой княгини Елизаветы и мученицы Варвары.

Из монастыря спускаемся в Гефсиманию - место последней (перед взятием под стражу) молитвы Христа. Здесь сохранилась пещера, где спали апостолы во время, когда Господь восклицал: "Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия!". Сохранились до сегодняшнего дня восемь древних оливковых деревьев, которым более двух тысяч лет. Именно под ними на землю падали капли кровавого пота с лица Господа во время того страшного моления. Здесь поцелуем Его предал Иуда. Сейчас оливы с растрескавшимися узловатыми стволами, опирающимися на бетонные подпорки, ограждены высокой железной решеткой. Здесь же камень, на котором Христос молился.

В Гефсиманском саду повелела похоронить себя после смерти Богородица. Над гробницей Божией Матери построен храм Успения. Войдя в него, долго спускаемся вниз к пещере, где апостолы положили тело Пречистой. Над самой гробницей установлен престол. Войдя в небольшую пещеру, прикладываемся к камню, где лежала Та, Которую по преставлении Ее Божественный Сын вознес телесно в горние обители и прославил как Царицу Небесную. Сам храм, хоть и небольшой, но очень уютный и простой, какой была и сама Богородица.

Вечереет, на Иерусалим опускаются сумерки. Пора уезжать в Ашдод. Экскурсоводы зовут занимать свои места. Стоим возле автобусов молча, как маленькие дети, которых увозят от родителей, а нам так не хочется ехать, ибо не знаем, придется ли когда-нибудь еще ступить на землю, где все связано с именем Отца Небесного, Его Сына и Пречистой Богоматери, Духа Святого...

Стоим на палубе корабля и смотрим на удаляющиеся огоньки Святой Земли, ставшей нам такой родной и близкой.

Прощай. Иерусалим... Воспоминания о тебе будут всегда согревать наши души.

А может - до встречи?..

ГРЕЦИЯ

После двухдневного перехода по морю из Израиля 19 декабря ступили на берег древней Эллады. Город, в котором мы оказались, известен из Священного Писания Нового Завета под именем Солун. Здесь апостол Павел основал одну из первых христианских общин в Греции. К этой общине обращены два послания апостола, озаглавленные как "Послания к Солунянам" (или же по древнему наименованию города - "К Фессалоникийцам"). Сейчас это Салоники, крупный порт и один из главных городов Греции.

С первых шагов в Салониках сердце защемило, ибо мы оказались в истинно православной стране. И ощутили это сразу. Днем нашего прибытия стало воскресенье, а также день памяти святителя и Чудотворца Николая. Естественным желанием было посетить церковь. В двадцати минутах ходьбы от порта - первый храм.

При входе в него стоящие у дверей женщины прикрепили нам на грудь самоклеющиеся круглые жетончики из бумаги, где написано название посещаемого храма. Это отмечает, что человек является прихожанином такой-то церкви и посетил ее в воскресный день. Ближе к полудню, когда закончились службы, город переполнили празднично одетые люди, украшенные подобными жетончиками.

Храм, в который мы зашли, был заполнен до отказа. С правой стороны от царских врат стояли мужчины, с левой - женщины. Шла Литургия. Про себя я отметил, что люди одеты не по-будничному, многие женщины - с украшениями, мужчины в черных костюмах, белых рубашках, галстуках. Чувствовалось, что они пришли на праздник, и этот праздник - посещение Дома Божьего. О многом подумалось мне тогда...

После богослужения вышли на улицу. Через пять дней в Греции отмечалось Рождество - здесь пользуются юлианским календарем. В связи с чем все магазины, несмотря на выходной, работали. Убранство витрин - в соответствии с рождественской тематикой. Каждый торговец украшает территорию около своей лавки или магазина. Кроме искусственных, здесь нет привычных нам елок, и поэтому иллюминацией увешаны апельсиновые деревья, растущие вдоль дорог, а вместо елочных игрушек - созревшие на ветвях оранжевые плоды.

Немного фактов. Религиозные праздники в Греции считаются государственными. Официально причисляют себя к православным 8 миллионов человек (из 9,6 миллиона проживающих). В этой небольшой стране - около 170 мужских и 30 женских монастырей. Только крещенные считаются здесь законнорожденными и получают права гражданства. Шестилетние малыши начинают свое образование с изучения Закона Божьего. Церковь направляет свою деятельность не только на решение внутренних проблем, но и на ограждение православных верующих от инославных учений.

В Салониках несколько десятков магазинов торгуют церковной атрибутикой, начиная от материи для священнических облачений и нательных крестиков до пятиярусных церковных люстр-паникадил. Во множестве лавок выставлены любые иконы - от маленьких бумажных до больших живописных образов в серебряных окладах, широкий выбор богословской литературы и т.п. Воистину, "в Греции все есть".

Что приятно поразило - отношение на улицах к человеку в рясе. Прохожие подходят под благословение, кланяются встреченному священнику - и молодежь, и люди более зрелого возраста. Иногда останавливаются, касаются креста на груди батюшки и подносят пальцы к губам. Православие у греков в крови, и без него они не мыслят своей жизни.

Ко всему хочу добавить, что в Греции церковь, как и у нас, отделена от государства.

В Салониках мы посетили чудный Григорьевский кафедральный собор, где почивают мощи святителя Григория Паламы. Собор сияет чистотой, уютом и молитвенной святостью. Непривычно то, что треть храма занимают скамейки для сидения. В православной Греции это считается нормой, хотя такие скамьи у нас воспринимаются как католичество. Хорошо бы и у нас позаботиться о стариках-прихожанах. Да и человеку не в возрасте иногда хочется просто посидеть в храме, прийти в себя, оградиться от суетности мира в святой церковной обстановке. Затем мы побывали в Дмитриевском соборе, где поклонились мощам святого великомученика Дмитрия Солунского, хранящимся в большой драгоценной серебряной раке.

На следующий день было запланировано посещение Святой горы Афон. Паломники священнослужители попадают туда только по благословению Константинопольского Патриарха. Оно было получено нами устно. Этого оказалось мало, и нам смогли предложить как исключение только обзорную экскурсию вокруг Святой Горы. Делать нечего - согласились.

Афонская гора - удел Пресвятой Богородицы, прибывшей сюда для проповеди учения Своего Божественного Сына. С этого времени Владычица имеет особое попечение о данном святом месте. Афон - полуостров, на южной оконечности которого возвышается снежная вершина одноименной горы. Издревле на Афоне селились монахи, основывая все новые и новые обители. Греческие, русские, болгарские, румынские, грузинские (иверские) и другие монастыри располагались на побережье полуострова. С "большой земли" сухопутного пути сюда нет -ущелья, утесы, высокие скалы преграждают дорогу. Граница этой цитадели православного монашества охраняется как государственная. Каждый корабль с паломниками сопровождает полиция. На Афоне - только мужские монастыри, женщинам посещать Гору запрещено.

Из Салоников на автобусах отправились на пристань Дафни (два часа пути). По приезде на большом пассажирской катере вышли в море, сожалея, что не сможем посетить сохранившийся единственный на Афоне русский Пантелеимонов монастырь. Раньше то была крупнейшая на полуострове мужская обитель - здесь подвизалось около 1.200 монашествующих. За годы советской власти монастырь опустел - выезд российских монахов сюда был запрещен. Монастырь оказался на краю гибели. И лишь в последнее время в обители поселилось около тридцати человек, молящихся о своей родине на этой святой земле.

Мы попросили капитана катера связаться по рации с монастырем и сообщить о русских паломниках, проплывающих мимо. Все ближе и ближе родные луковицы куполов главного храма обители. Кто-то, смотрящий на берег в бинокль, вдруг восклицает: "Монахи в облачениях выходят из собора и идут на пристань!". И скоро все мы видим группу священников, появившихся на берегу и что-то несущих в руках.

К нашей неописуемой радости вдруг катер разворачивается и, вопреки всем правилам, направляется к монастырской пристани. На борту судна происходит что-то невообразимое: слезы восторга, счастья, радостные восклицания - на пристани, обдуваемые морским ветром, в парчовых облачениях стоят наши русские собратья и держат на руках монастырские святыни - ларцы с мощами угодников Божиих. Эти милые, чистые душой люди давали нам возможность хоть издали помолиться на святые останки. И -о, чудо! - катер причаливает к пристани, опускаются сходни, монахи подымаются на борт, а судно опять отходит в море и глушит моторы.

Радостно приветствуем афонцев, с благоговением прикладываемся к святыням. Монахи принесли нам серебряный ковчег с главой св. великомученика и целителя Пантелеимона, ларец с главой св. старца Силуана Афонского, а также десницу св. Иоанна Русского. Мы поем тропари святым, благодарим монахов за радость общения, просим их помолиться за нас и за Россию.

Время бежит быстро. Через полчаса монахи сходят на берег и... вслед за ними буквально сбегаем мы. Можно, конечно, понять наш порыв: хоть на минуту, но ступить на Афонскую землю. На берегу - источник родниковой воды, которую мы пьем, берем по горсти святой земли и мелких камней - как благословение Афона. Подчиняясь красноречивым жестам эмоционального полицейского, сопровождающего нас, подымаемся на судно и долго машем руками оставшимся на берегу. Они несут подвиг молитвы и предстательства за весь русский народ на Святом Афоне, ступить на землю которого благословил нас Господь и Игумения Афона - Пресвятая Богородица.

В тот же день поздно вечером наш корабль отходит от берегов Греции и берет курс на Одессу.

Так закончилось наше паломничество. Две недели пролетели очень быстро. Но на всю жизнь сохранятся воспоминания о нашем путешествии, и в сонных видениях мы часто будем бродить по улицам Константинополя, подыматься на гору Синай, стоять перед святынями Иерусалима, любоваться силуэтом Святого Афона...

И даст Бог, может быть, еще раз сподобимся посетить земной Иерусалим, чтобы там молить Всевышнего о Иерусалиме Горнем.

Священник Алексий Скала,
настоятель Всесвятского храма
Ульяновска.

...Cписок статей       Вернуться в начало

Разделы:
Simbirsk Banner System
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru KMindex
Сайт управляется системой uCoz