от основания до 1917 года История епарихии 1917 - 1989 г.г. В то время границы России отодвигались все дальше и дальше на восток и юг, присоединяя к ведению московского государя территории, заселенные племенами инородцев, которые стали быстро подпадать под русскую зависимость, особенно после падения Казанского ханства. Именно к году вышеуказанного повеления царя и относится время основания нашего города. По установившимся тогда правилам и традициям, вокруг новооснованного города жаловались государем за службу дворянам и боярам, или же приобретались ими, поместья и земельные наделы. На этих местах, прежде всего, ставили церковь, затем рядом с храмом "усад" - т.е усадьбу для нового хозяина, а уж потом рубились избы для крестьян. Поэтому неудивительно, что в первые же годы существования Симбирска в нем и вокруг него насчитывалось уже 18 церквей и часовен. Все указанные храмы и часовни были приписаны к патриаршей области, находились в полной зависимости от казенного патриаршего приказа, и все вместе составляли особый церковно-административный округ - "Симбирскую десятину". В 1657 году симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского и Свияжского. Такое положение симбирских и окрестных церквей было до 1799 года, когда, согласно указа о приведение епархиальных границ сообразно границам губерний, была учреждена Казанская епархия в составе Казанской губернии, " да по ближайшей смежности с оной и удобности, губернии Симбирской". Архиерей, управляющий новообразованной епархией, получил титул "Казанского и Симбирского". В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - и в 1784, и в 1829, и в 1830 годах. Однако, лишь только 10 февраля 1832 года в губернии, на территории которой было к тому времени 603 церкви, была образована самостоятельная епархия. Первым архипастырем симбирским был назначен минский архиепископ Анатолий с титулом "Симбирский и Сызранский". В момент открытия в Симбирске архиерейской кафедры в самом городе было множество церквей. Среди них достойны внимания следующие: 1. Николаевский кафедральный (теплый) собор, заложенный 2 июня 1704 года, а освященный в 1712 году. Был построен на месте обветшавшей Троицкой церкви, устроенной одновременно с основанием города. Храм был воздвигнут в честь победы над бунтовщиками под верховодством Стеньки Разина. Из наиболее значимых святынь собора следует отметить позолоченный серебряный напрестольный крест-мощевик, пожалованный царем Алексеем Михайловичем в 1648 году при построении города; Чудотворный образ Божией Матери Смоленской и "Умиление сердец", в богатых серебряных ризах, присланных императором Петром Великим; часть ризы Господней. 2. Спасо-Вознесенский собор был построен как однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня в 1769 году. После пристройки к церкви придела Воскресения Христова в 1824 году, указом Святейшего Синода она в 1844 году была возведена на степень собора. Всего в соборе в дальнейшем было устроено шесть приделов - три в верхней, холодной церкви, и три в нижней зимней. хожанином собора был почитаемый в Симбирске Блаженный Андрей. Одной из достопримечательностей собора были помещавшиеся в верхнем ярусе колокольни башенные часы, подаренные городу его почетным гражданином, бывшим Санкт -Петербургским Губернским предводителем Дворянства графом В.П. Орловым - Давыдовым. О размерах этих часов можно судить по размерам боевой гири и ее весе в 25 пудов. 3. Никольская церковь, построенная в 1791 году архитектором Бенземаном. Интересно, что эта церковь была снесена в городе после революции одной из первых - вероятно, благодаря тому, что именно в ней крестили Владимира Ульянова ( партийная кличка - Ленин). 4. Всесвятская церковь возведена одновременно со строительством города. Вначале была деревянной, затем на ее месте выстроили каменную, а в 1860 году ее капитально отремонтировали и возродили. В храме было три придела. 5. Троицкая церковь, построенная в 1792 году на средства симбирской помещицы Н.К. Твердышевой. Сначала была ее домовой церковью, затем стала приходской церковью с тремя приделами. Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря многочисленным пожертвованиям. 6. Тихвинская церковь считается построенной в 1749 году. В ней хранился чудотворный образ Тихвинской Божией Матери. 7. Петро - Павловская церковь была построена в 1754 году на том месте, где, по преданию, останавливался в подгорье города Симбирска Петр Великий. В ограде храма рос кедр, посаженный императрицею Екатериною Великой в 1767 году. 8. Смоленская церковь выстроена была в 1751 году. Находилась на небольшой долине, на берегу р. Волга под горой. 9. Богоявленская (Иоанна - Предтеченская) церковь построена в 1654 году близ реки Свияги в Свияжской слободе казаками одноименной конной сотни. В храме хранилась икона св. Иоанна Предтечи, старинного письма, принесенная свияжскими переселенцами - казаками, а также напрестольное Евангелие, пожалованное царем Алексеем Михайловичем. 10. Воскресенская (Германовская) церковь была выстроена в конце 18-го века вместо деревянной часовни на месте встречи в 1677 году образа св. Германа Казанского с частицей его мощей, которым благословил жителей города Казанский митрополит Маркелл. 11. Владимирская (Ильинская) церковь была выстроена в 1725 году на том месте, где в первые десятилетия существования Симбирска находились главные крепостные ворота города. В храме находились многие святыни: старинные облачения, пожертвованные Великой Княгиней Еленой Павловной, утварь и богослужебные книги, присланные митрополитом Московским Филаретом, чудотворный образ Владимирской Божией Матери и напрестольный серебряный крест с частицей ризы Богоматери и мощами многих святых. В то же время в городе существовали несколько монастырей. 1. Успенский мужской монастырь основан одновременно с городом Симбирском и наименование свое получил от построенной первоначальной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Находился на берегу реки Волга "под горой". Во время осады города бунтовщиками Стеньки Разина, монастырь был разорен и сожжен, однако был быстро восстановлен. В 1670 году в нем была построена одноименная с монастырем каменная церковь. С построение в городе Покровского монастыря, Успенский монастырь стал приходить в упадок, так что монашествующая братия перешла в новообразованную обитель, а сам монастырь был в 1724 году закрыт, а храм стал приходским. 2. Часть монахов разоренной Разиным Успенской обители перешли в уединенное глухое место на берегу реки Волга, в 15 верстах от города и создали там пустынь, которая в дальнейшем получила название Соловецкой. 3. Спасский женский монастырь основан одновременно с самим Симбирском, а уже в 1663 году игумения монастыря Юлия просила у царя Алексея Михайловича разрешение на увеличение штата с 80 до 100 стариц. В 1693 году вместо сгоревшей деревянной в монастыре выстроена каменная церковь во имя Нерукотворенного Спаса. В 1698 году в обители устроена каменная церковь во имя святителя Московского Алексия. Позже в монастыре было устроено еще несколько храмов. К 1789 году , после передачи монастырю Симбирским и Уфимским губернатором бароном О.А. Игельстромом большого участка земли на северной стороне, обитель была обнесена каменной стеной с башнями - часовнями по углам. 4. Покровский мужской монастырь основан в конце 17-го века проживавшим в городе канцеляристом, богатым помещиком, Петром Ивановичем Муромцевым. В 1722 году им была выстроена в обители вместо сгоревшей деревянной Покровской каменная церковь с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Покрова Божией Матери и Святителей и Чудотворцев Московских. Муромцев был не только создателем монастыря, но и полным его хозяином, хотя и не был пострижен в монашество. На его средства монастырь содержался до 1724 года. П.И. Муромцев и его супруга были погребены на монастырском кладбище. Их захоронение положило, фактически, начало дворянскому некрополю в стенах обители. В связи с образованием Симбирской епархии Покровский монастырь был преобразован в Архиерейский дом и резиденцию первого симбирского архипастыря. Высокопреосвященный Анатолий (в миру Андрей Максимович) прибыл в Симбирск 8 мая 1832 года. Владыка родился в дворянской малороссийской семье в 1766 году. Управлял Симбирской епархией десять лет до 1842 года. "По глубокой старости и упадку сил, вследствии прошения" владыка был уволен на покой и скончался в Сызранском Вознесенском монастыре 14 февраля 1844 года. Погребен он был в монастырском храме Феодоровской Божией Матери. Ко времени управления владыки Анатолия следует отнести труды по организации как самой епархии, так и духовного образования в нашем городе. В 1840 году в Симбирске открыта духовная семинария в приобретенном у купца Косолапова доме по Большой Саратовской улице (ныне - ул. Гончарова). В духовной жизни Симбирска 15 сентября 1841 года произошло весьма значимое событие - был освящен Свято - Троицкий кафедральный собор - храм-памятник первой Отечественной войны. В 1842 году на симбирскую кафедру назначен викарий Новгородской епархии епископ Старорусский Феодотий (1797-1858). Сын священника с. Косиц Московской губернии епископ Феодотий (в миру Федор Озеров) окончил Санкт - Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия, был ректором сначала Уфимской, затем Рязанской духовных семинарий. Участник коронации и помазания на царство императора Александра Николаевича в 1856 году, в котором и был возведен в сан архиепископа. При этом архипастыре в Симбирской епархии открыт Сызранский женский Сретенский монастырь, возрождена Казанская Жадовская пустынь. По его ходатайству Высочайше было разрешено ежегодное принесение из Жадовской обители в Симбирск Чудотворного Казанского образа Богородицы. В симбирском Спасском женском монастыре на изысканные владыкой средства было открыто училище для девиц духовного звания. Заботами этого архипастыря был приобретен прекрасный дом у князя Хованского, где разместился архиерейский дом (до этого находившийся в симбирском Покровском мужском монастыре), и в том же здании были выделены помещения для Духовной Консистории. Скончался архиепископ Феодотий 28 августа 1858 года и погребен в крипте-усыпальнице под алтарем зимнего Николаевского кафедрального собора. Высокопреосвященного Феодотия на симбирской кафедре, по предложению Московского Митрополита святителя Филарета, был назначен в октябре 1858 года епископ Евгений, викарий Московский - Дмитровский. "Посылаю в Симбирск ангела мирна" - говорил тогда Митрополит Филарет. Макарий Сахаров - так в миру звали владыку - до посвящения в епископский сан в 1857 году был ректором Московской Духовной Академии. Человек в высшей степени набожный и смиренный, проводил жизнь уединенного подвижника и аскета, полную лишений и самоотречения. Вероятно, именно по этой причине нельзя сказать, что при его управлении Симбирской епархией в ней происходили какие либо значимые события. Однако, по воспоминаниям современников, преосвященный Евгений по отечески сочувствовал всем, кто обращался к нему со своими нравственными и материальными нуждами. В юности владыка Евгений встречался с Серафимом Саровским. Великий подвижник земли русской благословил всех из небольшой группы пришедших в Саров пешком выпускников Московской семинарии, а будущему симбирскому епископу поклонился в ноги и поцеловал руку, провидя благочестивое архиерейское житие его. По болезни владыка Евгений в декабре 1874 вышел на покой и избрал местом своего пребывания, вместо предложенного ему Сызранского Вознесенского первоклассного монастыря, бедный Симбирский Покровский монастырь. В одной из братских келий этой обители владыка Евгений прожил почти четырнадцать лет и скончался 26 июня 1888 года. Погребен в усыпальнице под алтарем Николаевского летнего кафедрального собора. 7 декабря 1874 года Старорусский епископ Феоктист, викарий Новгородской епархии, прибыл в Симбирск для управления здешней епархией. В миру Федор Попов, владыка Феоктист родился в 1826 году в семье священника Харьковской епархии, выпускник Киевской духовной академии. Во время восьмилетнего управления Симбирской епархией учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, Братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости. При владыке Феоктисте в Симбирске было организовано женское епархиальное училище. В 1882 году епископ Феоктист переведен на Рязанскую кафедру, а в 1894 году он скончался, будучи соборованным, исповеданным и причащенным Святых Таин отцом Иоанном Кронштадтским. В 1882 году на Симбирскую кафедру вступил епископ старорусский преосвященный Варсонофий (в миру - Иаков Охотин). Тринадцать лет управлял владыка нашей епархией, трудился над совершенствованием духовного образования, расширял сферы деятельности многочисленных благотворительных организаций, много занимался миссионерством среди симбирских иноверцев. Скончался епископ Варсонофий 13 августа 1895 года в Симбирске и погребен рядом с могилой преосвященного Евгения в усыпальнице под алтарем Николаевского кафедрального собора. 1895 по 1904 год Симбирской епархией управлял епископ Никандр (в миру Николай Дмитриевич Молчанов), бывший епископ Нарвский. При владыке Никандре в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, а также устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло - Мефодиевское Братство при Симбирском мужском Духовном училище. Архиепископа Никандра, переведенного на Литовско - Виленскую кафедру, сменил в 1904 году епископ Самарский Гурий. Всего лишь два небольшим года управлял епархией владыка, скончавшийся 5 января 1907 года и погребенный в усыпальнице под Кафедральным собором. 25 января 1907 года архиепископом Симбирским и Сызранским назначен Ярославский архипастырь владыка Иаков. Новый симбирский архиерей был одним из лучших современных ему знатоков канона, а также прекрасным правоведом. В 1911 году архиепископ Иаков был переведен на Казанскую кафедру. января 1911 года епископом Симбирским и Сызранским был назначен епископ Калужский и Боровский Вениамин. В то время обстановка в епархии была очень сложной. Кроме православной паствы в епархии проживало около 500 человек язычников, до 175.000 некрещеных татар, до 7,5 тысяч отпавших от христианства крещеных татар и чувашей, свыше 28 тысяч раскольников - беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев, сотни сектантов - молокан-воскресников, штундобаптистов, молокан-субботников, пашковцев, толстовцев и молокан. Особая сложность в управлении епархией была в ее больших размерах. По просьбе епископа Вениамина в 1912 году в Симбирской епархии учреждена кафедра викарного епископа. Епископом Алатырским стал настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Назарий (в миру Николай Иванович Андреев). Во время войны 1914-1918 годов епископ Вениамин руководил Симбирским епархиальным комитетом по оказанию помощи больным и раненым воинам, а также их осиротевшим семьям. В 1914 году владыкой создается Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника "Симбирская церковная старина". В мае 1915 года преосвященный Вениамин возведен в сан архиепископа. В 1917-1918 годах он был участником Священного Собора в Москве и участвовал в избрании Святителя Московского Патриарха Тихона. Симбирской епархией архиепископ Вениамин руководил до 1918 года. Викарный епископ Назарий в 1918 году назначен управляющим Енисейской епархией. История епарихии 1917 - 1989 г.г. | ||